Зачем России БРИКС?

Ещё в 2001 году Джим О’Нил (Jim O’Neill) из банка Goldman Sacks придумал термин БРИК для описания таких основных быстро растущих экономик, как Бразилия, Россия, Индия и Китай. Но можно ли теперь, по прошествии более десяти лет, сказать, что фокусирование внимания на странах БРИК было неоправданным? Действительно ли эта группа «распадается», как полагает Рушир Шарма (Ruchir Sharma) из банка Morgan Stanley?

«Хотя мир может ожидать появления новых прорывных государств из нижнего ряда по доходам на верхнем его уровне и в середине, новый глобальный экономический порядок, по всей видимости, будет выглядеть намного более похожим на старый, чем это представляют себе большинство наблюдателей, — написал Шарма ранее в этом году. — Другие страны могут продолжить свой подъём, однако они будут расти более медленно и неравномерно, чем того ожидают многие эксперты. И мало кто из них достигнет уровня доходов развитого мира».

Каждый день на этой неделе — первой в этом списке значится Россия — ведущие аналитики будут оценивать перспективы государств из группы БРИКС и делать выводы о том, заслуживают ли они места среди лидеров экономического развития.

Созданный банкирами для привлечения инвесторов броский акроним БРИКС (сначала это были Бразилия, Россия, Индия, Китай, а затем к ним добавилась Южная Африка) со временем стал обозначать не связанную жёсткими правилами ассоциацию стран с возникающими глобальными перспективами. Представители этой группы теперь собираются ежегодно для обсуждения общих намерений, однако у них ещё мало внутренних структур.

С учётом истоков и зачаточных элементов организации группу БРИКС можно обвинить в том, что она является потёмкинской деревней — всё показное и никакого содержания. Россия, разумеется, является изобретателем потёмкинских деревень и хорошо знает, как использовать подобные вещи в практическом — и символическом — плане. На самом деле Россия очень высоко ценит своё членство в БРИКС и хочет углубить кооперацию внутри группы, хотя экономический динамизм, находившийся в основе первоначальной концепции, постепенно начинает выдыхаться.

Государства, входящие в группу БРИКС, имеют определённую общую основу — и в неё входят страны с развивающейся экономикой, не имевшие раньше возможности оказывать влияние на формирование правил глобальной торговли. России недостает экономической мощи для того, чтобы вновь войти в существующие структуры, и поэтому ей нужны страны группы БРИКС для того, чтобы изменить правила игры — или, по крайней мере, для того, чтобы создать альтернативные институты, которые имели бы отношение к этим правилам.

Россия использует своё влияние для того, чтобы подтолкнуть БРИКС в названном последним направлении для предания определенной формы этой аморфной ассоциации. Страны БРИКС, в частности, призывают к созданию банка развития, который мог бы оказывать помощь странам с развивающейся экономикой во время экономических кризисов, а также предоставлять средства для осуществления крупных инфраструктурных проектов. Страны БРИКС также хотят иметь свое собственное рейтинговое агентство и таким образом разрушить монополию, которой владеют западные агентства при оценке потенциальных проектов.

Однако группа БРИКС обеспечивает России ещё и идеологическое прикрытие. Внешняя политика Путина основывается на важнейшем принципе — на национальном суверенитете. Ни одни страна и ни одна международная организация не имеет права вмешиваться во внутренние дела другого государства, и подобная точка зрения характерна для большинства стран БРИКС.

Подходы стран БРИКС также прекрасно сочетаются с российской концепцией многополярного мира, и, кроме того, эти страны рассчитывают на увеличение многосторонней торговли между членами этого неформального объединения. Поэтому, с точки зрения России, группа БРИКС остается весьма ценной концепцией, которая уже приносит ощутимые результаты.

Проблема России, так сказать, состоит в том, что она слишком верит в БРИКС и хочет придать этой ещё только формирующейся группе государств более определённую институциональную структуру. Накануне мартовской встречи лидеров стран БРИКС в ходе саммита в Дурбане президент Путин говорил о трансформации БРИКС, о превращении этой ассоциации из диалогового форума в «полноформатный механизм стратегического взаимодействия, позволяющий сообща искать пути решения ключевых проблем мировой политики».

Однако любая попытка создать более тесно интегрированный союз может оказать негативное влияние на долгосрочные перспективы самой организации. Комментаторы уже давно отметили не только то, что объединяет группу БРИКС, но и то, что ее разъединяет: исторически обусловленная враждебность, отличные друг от друга политические системы, неравные экономические ресурсы и т. д.

Россия всегда была аутсайдером в группе БРИКС со своей более традиционной экономикой, основанной на добыче сырья. Такая модель представляет собой противоположность инновационной экономике, высокотехнологичному производству и предоставлению услуг. Нынешние экономические проблемы России неизбежно станут причиной возобновления споров о том, можно ли вообще причислить Россию к категории развивающихся экономик — и к группе БРИКС.

Все страны БРИКС могут столкнуться с серьёзными экономическими препятствиями, которые сами по себе поставят крест на этом предприятии. Китай остается ключевым игроком; его статус второй по величине экономики в мире делает его значимым как с группой БРИКС, так и без неё, и он может в любой момент сойти с траектории.

Бразилия, Индия и Южная Африка также могут пережить развал БРИКС — к тому же у них уже есть другая организация (Форум для диалога IBSA). Положение России не столь благоприятно. На самом деле и другая ее важная международная торговая инициатива — Евразийский союз — может потерпеть неудачу, если Украина подпишет договор об ассоциации с Европейским союзом. Поэтому Россия во многих отношениях больше заинтересована в БРИКС, чем другие члены.

Вполне возможно, что глобальная экономика движется к миру после БРИКС, в котором инвесторы будут проявлять меньше интереса к странам с развивающейся экономикой. Но даже в этом случае списывать БРИКС, судя по всему, еще рано. На современной стадии группа БРИКС перестала быть коллекцией разнородных стран, находящихся на разных уровнях экономического развития, и превратилась в нечто более существенное. В частности, эта группа предоставляет России важную платформу, поддерживающую более широкие геополитические интересы этой страны.

Однако узы, связывающие страны БРИКС, остаются в лучшем случае весьма непрочными. Если Россия будет слишком настаивать на дальнейшей интеграции, группа БРИКС вполне может развалиться, и России будет нечем её заменить.

Уильям Померанц,
заместитель директора Института перспективных российских исследований имени Кеннана
Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне

Источник: «ИноСМИ»