Антон Инюцын: Все страны БРИКС поставили перед собой задачу по снижению энергоемкости своего валового продукта

Замминистра энергетики: энергоэффективность уже далеко за рамками энергетики

Антон Инюцын рассказал о подготовке к международному форуму по энергоэффективности и развитию энергетики

Замминистра энергетики: энергоэффективность уже далеко за рамками энергетики
Антон Инюцын
Фото: ТАСС, Дмитрий Рогулин

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU - С 23 по 25 ноября в Москве пройдет пятый международный форум по энергоэффективности и развитию энергетики ENES-2016. В нем примут участие крупнейшие российские компании, а также иностранные гости. В преддверии форума заместитель министра энергетики Антон Инюцын рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Ксении Черняевой о мероприятии и важности энергоэффективности в современном мире.

- Расскажите, пожалуйста, о программе форума. В чем его особенность от предыдущих подобных мероприятий?

- В целом форум посвящен вопросам, связанным с повышением энергоэффективности в различных отраслях. Это и бюджетная сфера, и коммерческий сектор, и так называемый общественный сектор.

Мы сосредоточились на трех темах. Первая - развитие энергетики в крупных городах. В ближайшие 20 лет рост энергопотребления на 20-30% будет именно в них. В связи с этим возникает много разных проблем. Как избежать различных блэкаутов? Как совершенствовать инфраструктуру? Каким образом внедрять технологии без строительства новой генерации? Это целая тема для обсуждения.

Лейтмотивом форума, в том числе, станет вопрос внедрения новых стандартов, подписание декларации по их внедрению, созданию энергетической инфраструктуры для развития городов. Речь идет о таких технологиях, как электрокары, энергоэффективное освещение, повсеместное внедрение индивидуальных тепловых пунктов. Все это нужно внедрять, чтобы противостоять вызовам, с которыми мы можем столкнуться уже через двадцать лет.

Вторая тема - развитие микропоселений. Минэнерго России совместно с рядом профильных ведомств, в том числе Минкомсвязь, Минздрав и Минобрнауки, ведут обсуждение возможных вариантов единого подхода по развитию инфраструктуры в микропоселениях. На сегодняшний день создание и поддержание социальной инфраструктуры поселений с количеством жителей до 200 человек действительно актуальная задача. Так по данным Росстата в России насчитывается около 100 тыс. подобного рода поселений, в которых проживает свыше 4 млн человек.

Микропоселения - это не обязательно удаленная территория. В центральной России очень много таких поселений. Сегодня нужны новые технологии, которые зададут новые стандарты и улучшат качество жизни людей. Я имею в виду, например комбинированную энергетику, когда мы можем возобновляемые источники комбинировать с традиционной для таких мест дизельной генерацией.

Третья тема международная. В общем-то, и первые две темы имеют международный аспект, потому что все эти стандарты так или иначе уже внедряются в других странах.

Одна из важных международных повесток, безусловно, тема прогнозов. Мы понимаем, что прогнозами занимаются эксперты из международных структур, например Международного энергетического агентства. При этом мы видим, что эти прогнозы не всегда отражают реальность. Зачастую другие, более локальные институты пытаются оппонировать и строить свои собственные прогнозы. Но, естественно, доверие к ним более низкого уровня.

Поэтому одной из тем обсуждения на форуме будет создание энергетического агентства стран БРИКС. Мы уже начали эту проработку этого формата с нашими партнерами.

- Раз мы заговорили об энергетическом агентстве стран БРИКС, не могли бы вы рассказать какие прогнозы и сдвиги в структуре энергетических балансов России, стран БРИКС и мира в целом, по Вашему мнению, наиболее важны для нашего ТЭКа? Какую роль в этих прогнозах занимает государственная политика энергоэффективности?

- В прошлом году мы создали рабочую группу по энергоэффективности. Почему? В БРИКС входят пять стран. Из них два нетто-импортера энергоресурсов, два нетто-экспортера энергоресурсов, и один, так сказать, где-то посерединке. Таким образом, мы имеем дело с абсолютно разными структурами экономик нескольких стран. Посадить их за один круглый стол для обсуждения ТЭК долгие годы не получалось, потому что не находили многостороннего формата.

В двустороннем формате, безусловно, нам есть о чем поговорить. Но общий формат мы найти не могли. Поэтому Россия вышла с инициативой поговорить об энергоэффективности. Вы не поверите, но все моментально подняли руку, потому что эта проблема касается всех стран. Она не только про энергетику, на самом-то деле. Энергоэффективность уже далеко за рамками энергетики.

Мы понимаем, что нужны совместные прогнозы, реестры технологий, от которых зависят страны БРИКС. Нужно нащупать те энергоэффективные технологии, разработку которых мы могли бы сделать вместе и локализовать производство в наших странах.

Кроме того, нужны прогнозы по инновационным технологиям, где мы могли бы объединять капитал, объединять усилия над тем, над чем работает весь мир. Это нужно делать вместе.

Нельзя забывать и об аналитической работе. Все страны БРИКС поставили перед собой задачу по снижению энергоемкости своего валового продукта. Они реализуют государственную политику в этом направлении. Создание совместного агентства очень важно для таких прогнозов.

- На форуме ENES – 2016 будет презентован подготовленный Минэнерго РФ рейтинг субъектов Российской Федерации по энергетической эффективности. Расскажите, пожалуйста, о методике составления данного рейтинга.

- У нас давно была идея создать такой рейтинг. Основным показателем в статистической отчетности, который мог бы как-то охарактеризовать работу по энергоэффективности в субъектах, является энергоемкость валового регионального продукта и его динамика. Но показатель энергоемкости сам по себе в принципе ничего не говорит. Даже его динамика без других факторов ни о чем не говорит. Поэтому мы дополнительно обозначили ряд факторов, которые влияют на работу по энергосбережению и энергоэффективности в регионе. В основном это именно те факторы, которые зависят от действий региональных властей. Факторы мы разделили на два типа:

- параметры внедрения основных энергоэффективных технологий,
- первоочередные административные меры.

Расчет рейтинга производился на основе данных Росстата (для динамики энергоемкости), данных, собранных с субъектов Российской Федерации при подготовке госдоклада, а также энергодеклараций. Энергодекларации – это сведения об энергоэффективности зданий, которые бюджетные учреждения предоставляют в ГИС "Энергоэффективность". Мы создали этот инструмент в 2014 г., и он оказался настолько востребованным, что сейчас в системе работают уже 80% учреждений страны.

Сегодня, воспользовавшись институтом энергетических деклараций, организации бюджетного сектора могут избежать дорогостоящего энергоаудита, сделать базу данных всех своих зданий. При этом мы можем посмотреть, кто и сколько потребляет после проведения капитального ремонта, сравнить с исходными показателями. Есть ли снижение или рост, а если рост, то почему?

А ведь бюджетная сфера огромна: детские садики, больницы, школы и так далее. На содержание всего этого выделяются достаточно приличные деньги. Эта тема непосредственно связана и с модернизацией имущественного комплекса и с тем, насколько эффективно регионы реализуют механизм энергодеклараций.

Среди административных мер мы оценивали, к примеру, наличие показателей энергоэффективности в отраслевые госпрограммы региона. Это очень важно, так как государственная машина работает гораздо эффективнее при наличии четких поставленных целей

Уже сейчас можно сказать, что количество субъектов, которые включили как минимум один показатель по энергоэффективности в отраслевые программы, выросло с 32 в 2014 года до 60 - в прошлом году. А по состоянию на 1 июня 2016 года, у нас таких субъектов стало 77. Я думаю, что к концу года все регионы подключатся к этой работе.

Мы также оценивали наличие требований к энергоэффективности при строительстве и капитальном ремонте. Это является важным фактором, поскольку здания обладают большим потенциалом энергосбережения. Первыми, кто включил аналоги таких требований стали г. Москва, Архангельская область, а также республика Татарстан.

В итоге суммирования всех этих разноплановых показателей мы и получили итоговый рейтинг энергоэффективности региона.

- Какие регионы оказались среди лидеров в рейтинге? Какие регионы отстают по выполнению программы энергоэффективности, какие меры воздействия к ним можно применить?

- Максимальную оценку получили Ханты-Мансийский округ, Москва, Санкт-Петербург, республика Татарстан, Белгородская область, Мурманская область, Тюменская область, Алтайский край. При этом у этих регионов есть 20-30% потенциала. Они еще не набрали того максимума, который возможен. Даже этим лидерам есть куда стремиться.

Естественно, все регионы абсолютно разные, и сравнивать Москву с Камчаткой совершенно некорректно. Можно, конечно, группировать субъекты по типу, структуре промышленности, по структуре экономики или по иным признакам. После обсуждений мы приняли решение разделить все субъекты Российской Федерации на три группы по уровню расчетной бюджетной обеспеченности, которая рассчитывается Минфином, Это связано с тем, что большинство элементов рейтинга непосредственно связано с возможностями бюджета.

В группе субъектов с высокой бюджетной обеспеченностью среди отстающих - Сахалинская, Самарская, Свердловская области. Они реализуют первоочередные административные меры только частично, мало сдают энергетические декларации. Многие не устанавливают требования к энергоэффективности при капитальном ремонте, не включают показатели энергоэффективности в отраслевые государственные программы субъекта.

В группе субъектов со средней бюджетной обеспеченностью (кстати, это самая многочисленная группа, в ней 43 субъекта) низкие показатели у Ингушетии, Астраханской и Магаданской областей. Эти регионы также уделяют мало внимания административным мерам, а показатели сдачи энергетических деклараций на очень низком уровне.

Полностью рейтинг субъектов Федерации по реализации государственной политики энергоэффективности, разработанный при методической поддержке эколого-энергетического рейтингового агентства "Интерфакс-ЭРА", размещен на сайте Минэнерго:http://minenergo.gov.ru/node/6533

- Насколько мы понимаем, рейтинг регионов по реализации госполитики в сфере энергоэффективности составлен главным образом на основе данных предприятий государственного сектора экономики. Будет ли Минэнерго инициировать и формировать рейтинги энергоэффективности крупных компаний – например, нефтяных, нефтеперерабатывающих, транспортных или электро-теплоснабжающих?

- У нас есть еще один рейтинг. Он касается сравнительной оценки электросетевых компаний.

Мы взяли две компании: РАО Энергетические системы Востока, дочернюю структуру "РусГидро", и компанию ПАО "Россети". В данный рейтинг вошло 21 дочерние и зависимое общество, в составе каждой из которых есть сети всех основных уровней напряжения.

Рейтинг состоит из трех частей-индексов, каждому из которых придан свой удельный вес. Первый, и самый "тяжелый" - это индекс деятельности компаний в области снижения потерь. Мы посмотрели, кто показал лучшую динамику по сокращению отклонения от норматива год к году. Второй индекс, вошедший в итоговый рейтинг, Индекс внедрения инновационных технологических решений, который учитывает уровень затрат на внедрение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оснащенность интеллектуальными системами учета электрической энергии и др.

Также наш рейтинг оценивает, как компании реализуют топ-5 направлений государственной политики в области энергосбережения.

В перспективе этот рейтинг мог бы стать основой для принятия решений при оценке эффективности работы менеджмента компаний. Благодаря ему мы можем зафиксировать, кто как работает, в том числе в области энергоэффективности.

К слову, мы сейчас готовим к обсуждению рейтинг энергоэффективности НПЗ. Это непростая задача. Мы взяли восемь критериев: глубина переработки нефти, доля топлива в общем объеме топливно-энергетических ресурсов компании, темпы роста по объему переработки нефти, глубине переработки нефти, доля топлива в топливно-энергетических ресурсах и темпы роста затрат суммарных на топливно-энергетические ресурсы. Мы взяли разницу между темпом роста переработки и темпом роста топливно-энергетических ресурсов, а последним пунктом мы взяли реализацию госполитики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на заводах.

Эта тема также будет обсуждаться на форуме.

- Энергетика и экология теперь тесно связаны Парижским соглашением по адаптации к изменениям климата. Каждая страна будет вести свой внутренний учет выбросов и поглощений СО2. Значит, появятся систематизированные данные, по которым также можно составлять рейтинги регионов, отраслей, отдельных компаний по парниковой эффективности. Предполагает ли Минэнерго участвовать в таких оценках?

- Мы знаем главную цель всей этой истории. Когда мы будем понимать, кто и сколько выбрасывает, какова динамика, мы сможем вводить в перспективе так называемые штрафы за повышенные выбросы. Можно будет определить тот уровень, до которого вы ничего не платите, но при превышении которого придется либо модернизироваться, либо платить.

Во всем мире экология - это не только красивая вывеска. Через экологию решаются многие вопросы по повышению энергоэффективности. Устанавливая экологические требования к крупным промышленным производствам, мы зачастую заставляем собственников вкладывать деньги в их модернизацию. Сам технологический процесс по выполнению повышенных требований по экологии влечет за собой большие инвестиции в модернизацию. Через это прошел весь мир и это вполне возможно реализовать в нашей стране.

Надо понимать, что это непростой механизм. Нужно иметь четкие расчеты, понимать, до какого уровня мы можем реально снижать, до какого уровня есть действительно адекватные технологии. Очень важно, чтобы у бизнеса был переходный период. Предприятия должны понимать, либо они закрываются вообще, либо вкладывают деньги, чтобы провести все технологические процессы и уложиться в тот норматив, который мы установили.

Мы видим, что такой мониторинг в электроэнергетическом секторе планируется ввести. Фактически это уже сегодня работает по попутному нефтяному газу. Кстати говоря, в полезном использовании попутного нефтяного газа заложена огромная энергоэффективность. Если при добыче нефти мы сжигаем газ, очень сильно увеличивается энергоемкость нефтяной отрасли.

- Министерство экономического развития недавно предложило выделить проблематику повышения энергоэффективности в новую госпрограмму. Вы обсуждали это предложение, к чему пришли в итоге?

- Это было предложение министерства экономического развития. Мы сказали, что у них есть своя собственная программа, которая подкреплена колоссальными деньгами. На наш взгляд, если министерство экономического развития решило вернуться к исполнению своих полномочий, которые у них записаны в положении о министерстве, то мы, безусловно, приветствуем это.

Что касается госпрограммы, мы направили свои предложения на этот счет. Они заключаются в том, что у министерства экономического развития сегодня есть все возможности интегрировать программу, которую они реализуют, в тему энергоэффективности. Тем более, что это сопряженные понятия: инновация, энергоэффективность, энергосбережение.

Источник: http://www.interfax.ru/interview/538267

События