Реальность БРИКС / Вячеслав Никонов

Председатель правления НКИ БРИКС, глава Комитета по образованию и науке Госдумы России, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов прочёл лекцию участникам открывшейся в Москве Международной школы БРИКС. Политик поделился мыслями о том, что в действительности объединяет входящие в БРИКС страны, каковы ценности этой организации и как БРИКС бросает вызов либеральному миропорядку.

27 августа 2019 года в Москве стартовала Международная школа БРИКС – научно-образовательная программа для молодых дипломатов, экономистов, политологов, которую уже во второй раз организует Национальный комитет по исследованию (НКИ) БРИКС совместно с Фондом поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова и при поддержке фонда «Русский мир».

Диалог цивилизаций

Что такое БРИКС? Аббревиатура БРИК (BRIC) - Бразилия, Россия, Индия, Китай (с 2011 года к организации присоединилась ЮАР, и сокращение трансформировалось в БРИКС) было впервые предложено Джимом О’Нилом в 2001 годe в аналитической записке банка «Голдман Сакс». В своей записке аналитик таким обозначил страны, которые в основном будут обеспечивать рост всей мировой экономики. Сама организация возникла в 2006 году в ходе Петербургского экономического форума.

«Некоторое время назад никто не мог себе представить такое объединение, как БРИКС. Когда мы организовывали первый саммит БРИК (тогда ещё без участия ЮАР – ред.), никто не верил в его возможность, поскольку страны-члены БРИКС имеют мало общего: у них разные экономики, разные культуры, это разные цивилизации. Это было в начале, сейчас, 12 лет спустя, внутри БРИКС есть уже около 40 различных форматов сотрудничества», – рассказал Вячеслав Никонов.

По его мнению, в настоящее время уже нельзя сомневаться, что БРИКС – это важный фактор в глобальной экономике, глобальной политике. Кроме того, научное, молодёжное направления сотрудничества БРИКС становятся всё более значимыми. «Мы видим, что всё больше людей, которые заинтересованы в сотрудничестве, лучше узнают о странах-партнёрах по БРИКС и всё лучше понимают, что такое иной взгляд на мир, отличный от западной перспективы», – подчеркнул политик.

Международная школа БРИКС – единственная в России программа для подготовки специалистов в области изучения этого объединения.
Участниками школы стали молодые дипломаты, учёные, студенты и аспиранты, журналисты из России, Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, а также стран СНГ в возрасте от 18 до 35 лет. Все они имеют уникальную возможность прослушать специально подготовленный для них курс лекций ведущих российских и иностранных экспертов по тематике БРИКС, расширить профессиональный кругозор, наконец, просто познакомиться друг с другом. Молодые специалисты примут участие в семинарах, круглых столах, мастер-классах по ведению переговорах, встретятся с представителями профильных министерств и ведомств, а также познакомятся с Москвой и в целом больше узнают о России.

Никонов уверен: БРИКС – не просто аббревиатура, придуманная британским экономистом, а гораздо больше. Это некое, существовавшее веками единство. «Исторические связи между нашими народами существовали веками, – напомнил Вячеслав Никонов. – Буддизм давным-давно распространился из Индии в Китай. Марко Поло путешествовал из Европы в Китай через территорию России. Русские купцы бывали в Индии ещё в XIV веке. Индия и Южная Африка имели тесные связи на протяжении нескольких веков, и они до сих пор связаны – многие индусы живут в Южной Африке, внесли свой вклад в развитие этой страны, как, например, Махатма Ганди. Южная Африка имеет давние связи с Бразилией, которая также стала первой латиноамериканской страной, с которой Россия установила дипломатические отношения».

«На самом деле, нас связывает много большее, чем мы можем представить, поэтому БРИКС – это не изобретённая «Голдман Сакс» конструкция, это – реальность, диалог мощных цивилизаций, который длится на протяжении многих веков», – уверен он.

На смену Pax Americana

Политолог уверен: идея БРИКС весьма плодотворна, потому что БРИКС реально изменяет мир. «Ещё 35 лет назад на западные страны приходилось 80% всей мировой экономики, сейчас – около 40%, и это большая перемена, – пояснил он свою мысль. – Китай сейчас – самая мощная экономическая держава мира, Индия растёт быстрыми темпами и уже приблизилась к США. Хотя западная культура по-прежнему преобладает в мире, тем не менее, каждая из наших стран гордится своим культурным наследием. Китай – это центр Восточно-Азиатской цивилизации, Россия – мощнейшая сила в Евразии, Индия – сильнейшая страна Южной Азии, Южная Африка – лидер Африканского континента, Бразилия – также ключевая страна своего континента».

Большие изменения произошли не только в экономике – страны БРИКС получают всё большее политическое влияние, обладая при том своим видением мира. Оно нив коем случае не антизападное, но отвечает собственным национальным интересам. Выросло и военное значение стран БРИКС, некоторые из которых являются ядерными сверхдержавами, а военная мощь, несмотря ни на что, по-прежнему играет большое значение в мире.

Разумеется, не все рады такому положению дел. «На протяжении столетий Европа фактически владела миром, и борьба за мир фактически являлась борьбой внутри Европы… Но теперь всё изменилось, и Европа больше не владеет миром. И внутренняя борьба в Европе – больше не центр мировой политики. ЕС – наиболее стагнирующий в экономическом отношении регион мира, там нет роста. У Европы больше нет субъектности и в проведении политики», – уверен Вячеслав Никонов. По его мнению, ЕС остаётся экономической суперсилой, но в политическом плане – уже нет.

Западный мир теряет силу, считает Вячеслав Никонов. Именно этим обстоятельством он объясняет необычайную активность внешней политики Соединённых Штатов последних лет. По его мнению, причина та же, которую сформулировал еще древнегреческий историк Фукидид, описывая войну Афин со Спартой: «Почему Спарта начала войну? Потому что Афины стали набирать силу – на протяжении полувека Афины становились все сильнее, богатели, приобретали новых союзников. Чтобы остановить рост могущества Афин, Спарта и начала войну. Сейчас логика та же: США понимают, что их сила увядает: если Китай будет развиваться как развивается сейчас, если Россия будет развиваться, особенно в военном отношении, если Индия будет расти так же быстро, как сейчас, если Бразилия будет становиться всё более независимой, то где тогда Pax Americana?».

Эти страны, уверен политолог, могут бросить вызов американской однополярной системе. Страны БРИКС сейчас – без сомнения один из центров мировой силы во всех её измерениях – экономическом, политическом, «мягкой силы» (гуманитарного влияния). При том на международной арене все они начали действовать как страны, которые открыто демонстрируют свои ценности, отличные от западных.

Ценности БРИКС

Какие это ценности? Во-первых, независимость. «Это означает, что у США уже нет права творить в мире всё, что они захотят. Мы суверенны в отношении политики, наших национальных интересов, поиска союзников, нашего образа мыслей. БРИКС позволяет укрепить суверенитет», – уверен Вячеслав Никонов.

Вторая важная ценность – это невмешательство во внутренние дела других государств. «Между тем, вся западная идея либерального миропорядка как раз предполагает вмешательство в чужие дела, цель которого – создание международного либерального порядка», – заявил политолог. Россия не вмешивается ни в чьи внутренние дела. Хотя США и обвиняют Россию во вмешательстве в их президентские выборы, отметил он, все это сложно обсуждать всерьёз.

Члены БРИКС не вмешиваются в дела друг друга внутри объединения сохраняется право на свой путь. «Мы несомненно принадлежим в разным культурам, у нас разные культурные матрицы, – отметил Вячеслав Никонов. – Но нам кажется, это не плохо – наоборот, это хорошо. Хорошо быть особенным, различия демонстрируют нам мир во всех его красках. У нас различные религии и религиозные взгляды. У нас разные взгляды на одни и те же вещи, но это то, что, как мы считаем, является национальной особенностью». Мы не оцениваем это в терминах прогресса или регресса, подчеркнул он, мы просто разные – так устроен мир.

Еще одна важная ценность – это ценность человеческой жизни. Большинство войн велись странами Запада, уверен политолог. Европа веками была континентом, на котором велось больше всего войн.

Наконец, диалог – ещё одна неоспоримая ценность, ведь БРИКС, уверен Вячеслав Никонов, – это, прежде всего, консенсус. Все решения внутри БРИКС принимаются на основе консенсуса. «Мы готовы услышать друг друга», – подчеркнул он.

По словам Никонова, БРИКС даёт тот образец, который может быть предложен остальному миру. «Это как раз тот образец, как современное человечество должно быть устроено, в отличие от либерального миропорядка. Если вы хотите быть частью той системы ценностей, которую я описал, вы можете присоединяться, но в этом случае вы должны глядеть на остальных как на равных, что так сложно для западной политической культуры. Они не могут смотреть на других как на равных – мы видим друг друга как равных партнеров, как друзей, и это способ смотреть на весь остальной мир», – заявил он.

Политик уверен: если пять стран БРИКС в чём-то придут к единству, остальному миру будет сложно не согласиться с ними. «Потому что БРИКС, как вы знаете, – это почти половина населения планеты. Их невозможно игнорировать, и БРИКС даёт преимущество. Мы можем прожить друг без друга, но зачем, если вместе мы можем действовать более эффективно», – заключил Никонов.

Источник: https://bit.ly/2ZCqH0F

События