Парадигма российского «большого рывка» / Ярослав Лисоволик

Теория «большого рывка» предусматривает следующее: чтобы рост приобрёл новое качество, он должен подняться на более высокий уровень, для чего необходимы усилия многих секторов экономики, а это, в свою очередь, предполагает осуществление масштабных государственных капиталовложений. В парадигме экономической политики России в течение 2019 года появлялось всё больше признаков изменений: упор на обеспечение макроэкономической стабильности сменяется курсом на достижение более высоких темпов роста. О том, почему такой сдвиг приоритетов станет в будущем ещё более очевиден, пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик.

В парадигме экономической политики России в течение этого года появлялось всё больше признаков изменений: упор на обеспечение макроэкономической стабильности сменяется курсом на достижение более высоких темпов роста. В центре дискуссий – тема национальных проектов, на осуществление которых в период с 2019 по 2024 годы выделено 25,7 триллиона рублей. Намечено значительное увеличение бюджетного финансирования приоритетных направлений, таких как строительство инфраструктуры и развитие человеческого капитала. В последние несколько недель тема фискальных послаблений акцентировалась и министром экономического развития Максимом Орешкиным, который заявил, что нужно уделять первостепенное внимание росту экономики и высказался за увеличение дефицита региональных бюджетов с тем, чтобы вкладывать больше денег в развитие.

По нашему мнению, в будущем такой сдвиг приоритетов станет ещё более очевиден. Аналогичные тенденции проявляются и в других развивающихся экономиках, где взят курс на убыстрение темпов роста за счёт осуществления масштабных инвестиционных проектов (C.Rammelt, 2018). В ближнем зарубежье за выполнение такой программы взялся Казахстан, наметивший ряд инфраструктурных проектов («Нурлы Жол»), которые сулят осязаемый рост инвестиций и подъём экономики в целом. В прошлом парадигма осуществления масштабных капиталовложений и достижение за счёт этого более высоких темпов роста применялась и в других развивающихся экономиках. Теоретическим обоснованием такой политики послужила теория «большого рывка».

Теория «большого рывка» была разработана в 40-х годах прошлого века Паулем Розенштейном-Роданом и применялась на практике рядом развивающихся экономик. Некоторые из них (Южная Корея, Тайвань) добились успеха, тогда как масштабные бюджетные вливания в странах Африки принесли менее обнадёживающие результаты. Розенштейн-Родан утверждал1:

Существует минимальный объём ресурсов, который необходимо выделить под программу развития, чтобы обеспечить ей шанс на успех. Вывод страны на траекторию незатухающего роста экономики сродни разбегу и взлёту самолёта. Чтобы оторваться от земли, ему необходимо развить определённую скорость. … Вложение же средств малыми долями не даст необходимого эффекта, поскольку итоговая сумма будет меньше суммы всех отдельных долей. Необходимым условием успеха является наличие минимального объёма инвестиций. Но и этого также недостаточно. Таковы вкратце положения теории большого рывка.

Иначе говоря, теория «большого рывка» предусматривает следующее: чтобы рост приобрёл новое качество, он должен подняться на более высокий уровень, для чего необходимы усилия многих секторов экономики, а это, в свою очередь, предполагает осуществление масштабных государственных капиталовложений. Импульс же к росту исходит отчасти от положительного эффекта «перелива», возникающего в отраслях промышленности, а отчасти от государства, которое своими капиталовложениями поощряет частный сектор к участию в экономических проектах. По существу, рост рассматривается как результат построения достаточно обширной сети вспомогательных отраслей промышленности/предприятий, причём государство в этом контексте играет ключевую роль, создавая условия для «большого рывка».

В предложенном Розенштейном-Роданом определении «большого рывка» важно обратить внимание на следующее. По его мнению, масштабные капиталовложения являются необходимым, но не достаточным условием успеха программы модернизации. Неудачи на этом пути случились, по-видимому, из-за того, что государство не смогло осуществить продуктивные инвестиции, то есть создать институциональную структуру, отвечающую за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, а также средств, поступающих от государственно-частных партнёрств. То, что начавшаяся реализация национальных проектов пока что отстаёт от графика, говорит о том, что правительству следует обратить внимание на решение институциональных проблем. Это единственный путь к тому, чтобы развить необходимый темп и получить отдачу от крупномасштабных государственных инвестиций.

Теория «большого рывка» подсказывает и ещё один немаловажный вывод: между секторами экономики, получающими крупные инвестиции от государства, должна существовать взаимодополняемость. Нужны не инвестиционные рывки в отдельных секторах, а взаимоувязанные усилия всех секторов, повышающие положительный эффект межсекторального «перелива». У такой системы больше шансов создать достаточно сильный импульс к росту. Соответственно, требуется не какой-то список отдельных проектов, в которые желательно было бы вложить государственные средства, а всесторонняя стратегия, нацеленная на развитие взаимодополняемости между секторами и направлениями национальных проектов. Это может быть особенно важно для разработки крупных инфраструктурных проектов с государственным финансированием.

И здесь, конечно, уместно поговорить об эфемерности результатов крупных государственных капиталовложений, если инвестиционная деятельность государства осуществляется без поддержки и содействия частного сектора. Собственный российский опыт проведения крупных мероприятий в регионах (зимние Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу 2018 года) подсказывает, что в отсутствие частных инвестиций темпы роста могут замедлиться и вернуться к низким значениям. Это, в свою очередь, говорит о том, что для успеха национальных проектов необходимо проведение в жизнь широкомасштабных реформ и улучшение инвестиционного климата.

Даже с учётом неопределённости относительно эффективности инвестиций, сам объём капиталовложений в осуществление национальных проектов таков, что в ближайшие годы следует ожидать значительных макроэкономических и рыночных результатов. Воздействие «большого рывка» на рынок будет наиболее ощутимо в секторах, где инвестиции подстегнут рост производства и развитие инфраструктуры, а именно в транспортном секторе (особенно порты, железнодорожные сети), металлургии, производстве строительных материалов и так далее. Ещё одно измерение – это ряд национальных проектов в области развития человеческого капитала, в том числе здравоохранения.                        

1 P. N. Rosenstein-Rodan. Notes on the Theory of the ‘Big Push’. Economic Development for Latin America. https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-349-08449-4 International Economic Association. 1961. pp 57–81 // П.Н. Розенштейн-Родан, «Заметки о теории “большого толчка”. Экономическое развитие для Латинской Америки. Международная экономическая ассоциация, 1961 год. Стр. 57–81.

2 The big push back. The Economist. December 3, 2011. // «Большой толчок назад», «Экономист», 3 декабря 2011 года.

Источник: https://bit.ly/2BlH6wR

События