Модернизация Бреттон-Вудской системы: аргументы в пользу валютных корзин / Ярослав Лисоволик

В последние годы мировая экономика все чаще страдала от дефицита и нестабильности на фоне борьбы с такими проблемами, как перебои в производственных цепочках, нехватка энергии и проблемы продовольственной безопасности. В сфере международных финансов центральные банки мира также столкнулись с различными рисками, среди которых наибольшее опасение вызывает острая нехватка резервных валют наряду с ограниченными возможностями диверсификации при распределении валютных резервов. Эти опасения усилились в 2022 году после эскалации геополитической напряженности и введения санкций в отношении резервных активов России на сотни миллиардов долларов.

Подобные события ставят под вопрос безопасность доллароцентричной международной валютной системы, возрождая дискуссии о перспективах новых резервных валют, таких как резервная валюта БРИКС. Вероятно, в международном пространстве появятся новые игроки, включающие не только сами национальные резервные валюты, но и валютные корзины. В случае успеха новые участники могут трансформировать мировую валютную систему в сторону большей опциональности и меньшей подверженности геополитическим рискам.

Среди новых участников пространства резервных валют — китайский юань, национальная резервная валюта, которая постепенно занимает все большую долю валютных резервов и операций в мировой экономике. Однако, как и доллар и любая другая национальная валюта, юань может быть восприимчив к страновым уязвимостям, санкциям и геополитической конъюнктуре.

До сих пор расширение пула резервных валют, состоящего из национальных валют, происходило очень медленно, что ставит вопрос о возможности каких-либо значительных изменений в денежной системе в целом, учитывая сосредоточенность исключительно на национальных резервных валютах. Из-за этого возникают дискуссии вокруг резервной валюты БРИКС как валютной корзины, объединяющей национальные валюты Индии, России, Бразилии, Китая и ЮАР.

Впервые предложение о создании новой резервной валюты на основе корзины валют БРИКС было сформулировано Валдайским клубом в 2018 году. Идея заключалась в создании валютной корзины наподобие специальных прав заимствования (СДР), состоящей из пяти национальных валют стран БРИКС и возможным привлечением некоторых других валют государств, входящих в БРИКС+. Выбор состава валютной корзины БРИКС был обусловлен тем, что национальные валюты стран объединения — одни из наиболее ликвидных на развивающихся рынках. Название новой резервной валюты — R5 или R5+ — произошло от первых букв валют стран БРИКС, каждая из которых начинается на букву R (real, rouble, rupee, renminbi, rand).

Новая корзина резервных валют БРИКС может действовать в сочетании с усилением роли национальных валют стран объединения, чтобы получить большую долю от общего объема валютных операций в мировой экономике.

Есть ряд преимуществ валютных корзин, таких как предлагаемая резервная валюта БРИКС. Во-первых, таким образом снижается зависимость / подверженность страновым рискам, в то время как трансрегиональные валютные корзины уменьшают возможности воздействия региональных рисков. Во-вторых, снижаются риски, связанные с высокой волатильностью каких-либо валют отдельных стран глобального Юга, поскольку платформа, объединяющая валюты экономик с разной отраслевой специализацией во внешней торговле и разной степенью подверженности шокам, приведет к уменьшению волатильности валютной корзины как таковой. Для глобального Юга механизм корзины для новой резервной валюты может служить площадкой для создания новых национальных резервных валют. В вопросе резервной валюты БРИКС, более продвинутый статус китайского юаня может быть использован для поддержания положения и потенциальной резервной роли валют других стран БРИКС (или БРИКС+).

Появление новых валют и более широкое использование большего числа национальных валют или корзин национальных валют также может снизить потери, возникающие из-за чрезмерной долларизации мировой экономики. Различные исследования указывают на значительные издержки, которые несут государства с относительно высоким уровнем долларизации. При этом в одном из них отмечается, что «наличие в портфеле резидентов активов и обязательств в иностранной валюте («финансовая долларизация») влияет на денежно-кредитную политику в развивающихся экономиках и приводит к неплатежеспособности должников после снижения обменного курса («эффект баланса»)….[Более того,] финансово долларизованные экономики демонстрируют менее стабильный денежный спрос, большую склонность к кризисам банковской системы после обесценивания местной валюты, а также более медленный и неустойчивый рост производства без существенной выгоды с точки зрения внутренней «финансовой глубины». Результаты демонстрируют, что активная политика дедолларизации может быть целесообразна для многих экономик» [1].

Однако главное преимущество заключается в том, что в условиях резко возросших геополитических рисков механизм валютной корзины становится одним из лучших инструментов (по сравнению с национальными валютами) для снижения подверженности геополитическим угрозам и экономическим ограничениям, исходящим от отдельной страны или региона. Снижение геополитических рисков будет тем значительнее, чем более геополитически неоднородна будет валютная корзина. В этом плане резервная валюта БРИКС достаточно сбалансирована, поскольку объединяет такие разные страны, сильно конкурирующие с Западом, как Китай и Россия, с одной стороны, а с другой — такие экономики, как Бразилия и Индия, имеющие значительно более благоприятный режим отношений с западными государствами.

Для того чтобы новые валюты были более конкурентоспособными на международной арене по сравнению с действующими валютами, такими как доллар, новые участники пространства резервных валют должны иметь юридическое подтверждение того, что такие валюты не будут использоваться в санкционных механизмах или ограничительных мерах. Такая деполитизация новых валют сделает их значительно более привлекательными для центральных банков в условиях повышенных геополитических рисков. В устав/нормы, регулирующие новую резервную валюту, можно включить оговорку о несанкционировании/деполитизации. В случае региональных валют это могло бы касаться соответствующих региональных финансовых механизмов (РФМ), а в трансрегиональных проектах (например, в кейсе резервной валюты БРИКС) такие положения следует включить в нормы Пула условных валютных резервов стран БРИКС (BRICS CRA).

Имеющаяся мировая валюта, представленная валютной корзиной — специальные права заимствования (SDR) — имеет потенциал для значительного увеличения присутствия в мировых валютных резервах и валютных операциях. Преимущество СДР заключается в том, что он объединяет наиболее ликвидные валюты, а неоднородность валютной корзины достигается за счет включения четырех валют развитых экономик (доллар, евро, японская иена и фунт стерлингов), а также китайского юаня. Будучи регулятором СДР, МВФ мог бы потенциально повысить его роль в мировой экономике, разрешив использование специальных прав заимствования в международных торговых операциях, а также увеличить его привлекательность как инструмента валютных резервов центральных банков мира. По мнению видного американского экономиста Мориса Обстфельда, «деноминация большего объема мировых резервов в СДР повлияет на волатильность обменных курсов основных резервных валют в первую очередь в той степени, в какой это уменьшит потенциальные изменения официального спроса между этими валютами. Но если бы в результате этого больше стран были бы привязаны к СДР, волатильность их номинального (и, возможно, реального) обменного курса снизилась бы» [2].

Сам МВФ указывает на ощутимые выгоды более широкого использования СДР в мировой экономике, в том числе в части снижения волатильности инструментов финансового рынка: «Инструменты финансового рынка, деноминированные в СДР (M-SDRs), снижают валютный и процентный риск по сравнению с инструментами, хранящимися в одной валюте, однако существует ряд недостатков и проблем. Тот факт, что M-SDRs представляет собой валютную корзину, позволит снизить волатильность доходности по сравнению с аналогичным инструментом в одной валюте» [3].

Создание резервной валюты БРИКС вполне может снизить волатильность в валютном пространстве развивающихся экономик, в том числе за счет выпуска финансовых инструментов с более низкой волатильностью доходности. R5 также может служить важным ориентиром для других валют развивающихся рынков — вместо привязки к доллару США или СДР региональные партнеры БРИКС, а также другие развивающиеся страны (придерживающиеся политики фиксированного обменного курса) могли бы привязать национальные валюты к валютной корзине БРИКС. Проекты новых региональных валют, которые сейчас обсуждаются региональными блоками в развивающемся мире (согласно заявлениям президента Бразилии Лулы да Силвы [4], Латинская Америка — один из таких примеров), потенциально могут быть реализованы на основе механизма корзины и / или с возможностью привязки новой валюты к валютной корзине БРИКС.

Подводя итоги, можно констатировать, что сейчас мы находимся лишь в начале процесса расширения пула резервных валют, при этом валютные корзины потенциально представляют одни из самых конкурентоспособных и гибких инструментов управления резервами. Эти корзины вполне могут включать новые региональные валюты (если и когда они появятся), а также трансрегиональные валютные корзины. Разнообразие структур таких платформ резервных валют может серьезно расширить опциональность распределения резервов мировых центральных банков. Будущее новой международной валютной системы вымощено новыми резервными валютами. 

Источник: https://bit.ly/3kXvD0n

События