Навстречу cаммиту БРИКС в Дурбане: многополярный мир как реальность

2013-03-20 / Новости

26-27 марта Владимир Путин будет участвовать в саммите БРИКС. Впервые лидеры России, Бразилии, Индии и Китая соберутся на высшем уровне в ЮАР – стране, которая недавно подключилась к этому неформальному объединению, наградив финальным «С» его аббревиатуру.

К саммиту приурочен доклад «Россия в БРИКС. Стратегические цели и средства их достижения». Он подготовлен Национальным комитетом по исследованию БРИКС, который возглавляет Вячеслав Никонов – первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам. Можно прогнозировать, что доклад будет учтён при утверждении правительственной «Комплексной программы использования участия России в БРИКС в целях ускорения экономического развития и укрепления её международно-политических позиций».

Авторы документа развивают, в общем-то, не новую мысль о том, что в современном мире не может быть единого центра влияния. Тезис о многополярном мире активно продвигался в геополитической полемике 90-х годов, когда мир только-только отказался от двухполюсной системы и некоторые пылкие головы объявили, что пришло время, когда в международных делах должен быть только один центр – США.

Теперь многополярный мир стал реальностью. Год назад этот тезис в статье для международного сборника «БРИКС-Индия-2012» отстаивал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его мнению, «объединению государств с численностью населения почти в три миллиарда человек вряд ли подходит роль «моста» или «посредника» между «Севером» и «Югом»… «Такой подход заведомо ограничил бы возможности БРИКС по проведению самостоятельной линии на международной арене. БРИКС – глобальный форум, который будет во всё большей мере определять вектор мирового развития в XXI веке»,  – писал Лавров.

Последовательно развивая этот подход, авторы нынешнего доклада акцентируют внимание на том, что современную международную обстановку характеризуют «нестабильность, разбалансированность и кризис глобального регулирования». При этом, утверждают они, «надежды на то, что западный мир сможет найти внутренние резервы и самостоятельно обустроить стабильный мировой порядок, всё больше ослабевают».

В этом тезисе с авторами доклада солидарен декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Караганов: «Запад находится в глубоком системном кризисе, связанном с европейской интеграцией, с нарастающей конкуренцией со стороны стремительно развивающихся новых экономик, с заметным падением жизненного уровня. Через какое-то время – через 7-8 лет – Запад, чтобы укрепить свои слабеющие позиции, сможет пойти на новое экономическое объединение, на создание новой зоны свободной торговли. Но в обозримом перспективе ни от Европы, ни от США ждать лидерства не приходится».

Авторы доклада утверждают, что как раз БРИКС способен «предложить миру историческую альтернативу и взять на себя (в сотрудничестве с Западом или без оного, если с его стороны не будет проявлена политическая воля) конструирование основных несущих опор нового миропорядка». Для этого у стран БРИКС, по мнению авторов, есть ряд козырей. В КНР высоки темпы роста экономики, Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией, Россия – крупнейший в мире экспортёр углеводородов, Индия располагает огромными интеллектуальными ресурсами, ЮАР – ресурсами природными.
Но ресурсный потенциал стран БРИКС пока что не создал в этом объединении общей платформы для решения насущных задач человечества.

На современном этапе авторы доклада ожидают шагов по усилению политического веса БРИКС. Задача, по их мнению, заключается в том, чтобы обеспечить переход от гегемонии США к «полицентричному миропорядку», в котором недопустимо вмешательство во внутренние дела государств для смещения неугодных режимов.
При этом докладчики полагают, что Россия обретает в БРИКС существенное усиление возможностей для продвижения своих интересов и инициатив на международной арене.

В сфере же экономики Россия и её партнёры должны, по мнению составителей доклада, стремиться к реформированию «устаревшей валютно-финансовой архитектуры» и «установлению более демократичного и справедливого международного экономического режима».

БРИКС не может стать полноценным союзом, пока у него отсутствует координационный центр. Составители доклада поэтому предлагают создать постоянный секретариат БРИКС и Банк развития с уставным капиталом в $50 млрд и штаб-квартирой в Москве, Банк международных расчётов стран БРИКС и специальный антикризисный фонд в $240 млрд.

Однако, например, Караганов полагает, что у стран БРИКС пока нет выраженного стремления сформировать единые координирующие структуры: «Не будем забывать, что эти страны совсем недавно обрели реальный суверенитет – ЮАР после апартеида, Индия – после колониального положения, Китай – после статуса нищей окраины. Поэтому сегодня они больше всего дорожат своим суверенитетом, это для них высшая ценность».

Но при этом эксперт разделяет мнение о том, что организация БРИКС состоится всерьёз и станет дееспособной только в том случае, если страны-участницы пойдут на создание единого координирующего органа на постоянной основе.

Какова будет реальная стратегическая заявка БРИКС на место и влияние в современном мире? Как далеко страны, имеющие растущий экономический вес в мире, готовы будут пойти по пути геополитической координации? Все эти вопросы и должен прояснить предстоящий саммит в Дурбане.

Тамара Замятина

Источник: ИТАР-ТАСС

События