Мнение экспертов / Не только нефть и газ: российская промышленность покоряет рынки БРИКС

Не только нефть и газ: российская промышленность покоряет рынки БРИКС

Одной из ключевых деловых встреч во время саммита БРИКС, который уже через несколько недель состоится в индийской столице Нью-Дели, будет бизнес-форум стран-участниц. Он является ключевой платформой для обсуждения экономической программы дальнейшей торговли и инвестиций между странами.

«Сегодня многие западные партнёры свернули торгово-экономическое сотрудничество с Россией, – рассказывает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. – Но по линии БРИКС они, наоборот, разворачиваются. Нас радует, что увеличивается товарооборот, что в нем растет доля машинно-технической продукции и уменьшается доля сырьевых товаров. Вот в этой части у нас достаточно хорошее движение, может, не такое быстрое, как нам хотелось бы, но тем не менее мы поступательно двигаемся вперёд», – отметил он.

Успешные примеры сотрудничества есть у России с каждой страной организации. В китайской провинции Хэбэй, что в переводе означает «город из стали и железа», работает Хайданьский металлургический комбинат. Такое название провинция получила благодаря богатым залежам минеральных ресурсов. Комбинат не самый крупный по местным меркам, но по европейским – настоящий гигант. Около сорока тысяч работников, миллионы тонн стального листа в год, для такого производства необходимы миллионы кубометров технических газов, таких как кислород и азот. Остальные ценные газы, не используемые в металлургии, в прямом смысле вылетают в трубу. Российская компания предложила практичным китайцам установку, способную их сохранить.

Как рассказал директор представительства российской компании в Пекине Вячеслав Кузнецов, «китайцы всегда хотят посмотреть сначала, прежде чем купить. Первую установку мы долго продавали. Уговаривали китайских партнёров, они приезжали к нам в Россию, смотрели эти установки, поверили нам, закупили первую установку для меткомбината Дзенань. Она успешно отработала уже два года и, наверное, скоро уже для них окупится и начнёт приносить «золотые яйца» нынешним владельцам этой установки».

Установка российского производства использует воздух, из которого уже забрали кислород и азот. Смесь при помощи компрессоров загоняют под высоким давлением в систему очистки, а дальше начинается сложный процесс выделения из неё редких газов - ксенона и криптона. Стоимость таких газов на мировом рынке колоссальная, поэтому и окупаются такие комплексы очень быстро.

«Установка надёжная, хорошо работает, чистые продукты тоже соответствуют проектным требованиям. Управление установкой лёгкое», – рассказывает главный инженер кислородного завода Ли Цзюй.

Такие установки производят и проектируют всего три-четыре компании в мире, российские способны выдавать продукты самой высокой чистоты. Современную авиационную, космическую, медицинскую и, разумеется, автомобильную промышленность невозможно представить себе без ксенона и криптона, там продукция российских машин нужна, без всякого преувеличения, как воздух.

«Сейчас мы поставили в Китай уже два таких завода. Только что подписали новый большой контракт на самую большую установку в мире по производству ксенона и криптона. Также работаем над двумя новыми контрактами – тоже очень большой мощности», – отмечает Вячеслав Кузнецов.

В товарообороте России со странами БРИКС Китай на первом месте – более 60 млрд долларов, в российском импорте из стран БРИКС его доля наивысшая – 88%, а в экспорте из России она составляет 79%.

Взаимодействие в формате БРИКС становится для нашей страны особенно актуальным, всё больше внимания уделяется развитию торгово-экономических отношений стран пятёрки. Директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований РАНХиГСАлександр Савченко пояснил, что «после Уфимского саммита были созданы известные финансовые институты, растёт товарооборот между нашими странами. Отрадно отметить, что помимо этого товарооборота у нас расширяются перспективы сотрудничества в новых областях, а именно, прежде всего инфраструктурных инвестиций. В нашем экспорте велика также доля высокотехнологичной продукции, я имею ввиду энергетическое машиностроение и продукцию, которая поступает по линии военно-технического сотрудничества».

Преимущества БРИКС и перспективы его дальнейшего развития, как отмечают эксперты, – это консолидация вокруг стран, составляющих пятёрку. По словам старшего научного сотрудника центра экономических исследований РИСИ Николая Трошина, «в случае с Россией – это ЕАЭС, который формируется и расширяется, в случае с Бразилией – это МИРКОСУР, есть Южно-африканская зона свободной торговли, создаются объединения и вокруг Китая и Индии. В результате получается, что перемещение, совмещение зон свободной торговли между уже этими группами».

Новый банк развития БРИКС, созданный для поддержки инфраструктурных проектов в странах, за год превратился в финансовый институт. Уже одобрено финансирование пяти проектов почти на 1 млрд долларов. И все они связаны с возобновляемой энергетикой. Зелёные технологии – нынешняя стратегия банка. На строительство возобновляемых источников энергии больше всех получили бразильские компании – 300 млн долларов, чуть меньше – индийские, 180 млн Банк БРИКС выделил ЮАР и 80 млн – Китаю. Инвестиции на 100 млн долларов придут в Россию на строительство двух небольших гидроэлектростанций в Карелии.

«Что касается самого Банка БРИКС, то он не только учрежден, но уже начал свою работу. Один из проектов, который активно интересует банк, – это наш транспортный проект высокоскоростная железная дорога Москва – Казань», – отмечает Сергей Катырин.

Создание Нового банка развития БРИКС нацелено прежде всего на отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют. «Причём если созданный Китаем отдельно Азиатский банк инфраструктурных инвестиций предполагает выдавать кредиты в долларах, традиционно для международных финансовых организаций, то Новый банк развития создавался именно как институт финансирования прежде всего стран БРИКС, поэтому предполагается, что он будет кредитовать именно в валютах стран БРИКС, и соответственно привлекать финансирование на международных рынках он тоже может, выпуская ценные бумаги, номинированные в валюте стран БРИКС, тем самым развивая рынки этих валют и способствуя дальнейшей интернационализации наших денежных единиц и их более широкой известности в мире», – полагает Николай Трошин.

В рамках БРИКС был реализован проект локальной сборки бразильских автобусов Bravis в Нефтекамске. Хорошо зарекомендовавшие себя на дорогах России, 90 таких автобусов в этом году отправятся в Крым. Исполняющий обязанности директора автобусного производства Ринат Минязев заявил, что сегодня на заводе полностью отказались от импортных поставок. «Раньше у нас была 100%-я поставка из Китая, сейчас полностью перешли на локализацию производства».

Здесь же, на базе нефтекамского автозавода, собираются и южноафриканские самосвалы Bell. Это даёт возможность российскому предприятию освоить новые технологии по производству карьерной техники. Впервые они были представлены на саммитах ШОС и БРИКС в июле прошлого года в Уфе. Предприятие до конца этого года выпустит первые десять большегрузных машин, которые буду использованы при разработке рудных месторождений в Башкирии.

Рамиль Гафиятов, заместитель главного технолога, главный сварщик, пояснил, что «работы проводились совместно со специалистами Bell и нашими сотрудниками. Данный самосвал представляет собой автомобиль сочленённого типа для работы в карьерах. Грузоподъёмность его составляет 40 тонн, объём кузова – 28 кубических метров».

А наши отечественные экскаваторы тем временем покоряют карьеры крупнейшей угледобывающей компании в Индии, на её долю приходится 81% угледобычи в стране.

«Мы самая крупная угледобывающая корпорация в мире и мы очень ценим работу с российскими партнёрами и очень удовлетворены качеством поставляемых машин. Более того, российская компания обучает наших специалистов работе на этой технике, и это очень ценный опыт», – рассказал о производстве Анил Кумар Датта, управляющий блоком карьеров «Катрас».

Экскаваторы российского производства адаптировали к работе в тропических условиях, а предварительно подготовили кадры для обслуживания этой техники. Летом в Индии температура воздуха поднимается выше 50 градусов, российские специалисты это учли, улучшили систему кондиционирования и все технические параметры, что позволило прочно закрепиться на индийском рынке, потеснив даже местных производителей.

«Таких тяжелых климатических условий нет нигде в мире, – рассказывает Ашим Чакраборти, главный инженер блока карьеров «Катрас». – Я уверен, если машины могут работать здесь, у нас, они смогут работать везде. Машина нас ни разу не подводила, а это очень важно. Машина обеспечивает высокую производительность, обладает хорошей маневренностью, проста в управлении и обслуживании».

В рамках сотрудничества со странами БРИКС в крупнейшем городе Южно-Африканской Республики Йоханнесбурге был открыт сервисный центр по ремонту и обслуживанию гражданских вертолётов российского производства.

«Создание вертолётной базы – это не просто создать вертолёт, но ещё и гарантийное техническое обслуживание. Это проект, который действительно рассчитан на очень долгий срок и уже начал свою работу», – отметил Сергей Катырин.

В ЮАР сегодня поставлено более семисот наших вертолётов. Сервисный центр позволит холдингу «Вертолёты России» расширить свои позиции на африканском рынке. Сейчас рассматривается возможность обслуживания вертолётов российского производства, которые эксплуатируются в соседних странах.

Тем временем южноафриканские фермеры проявляют большой интерес к российскому рынку. Для южноафриканских фруктов Россия ключевой рынок, около 32% российского импорта приходится именно на продовольственные товары и сельскохозяйственную продукцию. Благодаря этому несколько сотен тысяч южноафриканцев, занятых в сельском хозяйстве, обеспечены работой.

Исполнительный директор Союза экспортёров плодоовощной продукции Южной Африки Антон Крюгер отмечает, что его компания представляет более ста предприятий, обеспечивающих около 85% объёма экспорта фруктов из ЮАР, и это около трёх миллионов тонн в год. 9% из общего объёма поставок южноафриканских фруктов приходится на Российскую Федерацию. «Мы рассматриваем Россию как большую возможность для увеличения нашего экспорта фруктов. Важным также является то, что Россия и Южная Африка являются странами – членами БРИКС и есть возможность налаживать экспорт в рамках действующей организации. Мы в нашем союзе очень серьёзно относимся к работе с российскими партнёрами и делаем всё возможное для того, чтобы более успешно работать на российском рынке», – отметил он.

Из ЮАР в Россию поставляются свежие цитрусовые, которые не растут у нас в открытом грунте. Кроме этого экспортируются яблоки, груши и виноград, урожай которых в России получают всего раз в год. Кстати, виноград в Южной Африке тоже продукт сезонный, в связи с этим на Африканском континенте есть интерес и к российской продукции.

«Что касается винограда, то мы здесь видим большой потенциал сотрудничества между нашей страной и производителями из Краснодарского края, – пояснил Крюгер. – Мы заинтересованы в поставках в ЮАР винограда из России, когда у нас не сезон. Потребительский спрос в настоящее время не ограничен сезонными фруктами, люди хотят иметь в потребительской корзине весь набор фруктов круглый год».

В рамках работы Делового совета БРИКС и в преддверии саммита в Нью-Дели Торгово-промышленная палата РФ регулярно проводит встречи с представителями бизнеса стран пятёрки. Обсуждаются различные проблемы: снятие барьеров для бизнеса и, как результат, улучшение делового климата.

Вице-президент ТПП РФ по международным вопросам Владимир Падалко подчёркивает, что «потенциал огромный. Естественно, заработал Банк БРИКС, который сейчас будет инвестировать те проекты, которые бизнес пытается реализовать, и я уверен, что именно объединяя усилия, мы этот неблагополучный период в нашей экономической истории преодолеем».

Подготовила Мария Качевская,
по материалам программы «Бизнес-вектор»

Источник: http://tpp-inform.ru/vedomosti/mir/38208/​

События