Маркос Тройхо (Marcos Troyjo) / «Трампономика» и Бразилия

Folha logo FolhaБразилия

Президент США Дональд Трамп во время подписания документов. 24 января 2017 года

© REUTERS, Kevin Lamarque

Маркос Тройхо (Marcos Troyjo)

Бразилия, вероятнее всего, не войдет в число тех стран, которым протекционистская политика нового главы Белого дома Дональда Трампа нанесет серьезный ущерб. Однако многие бразильские инвестиционные проекты в области инфраструктуры могут не состояться ввиду схожих планов, которые, как предполагают, новый хозяин Белого дома готовит с целью стимулировать занятость и бизнес в США.

В краткосрочной перспективе эти планы, направленные на оживление американской экономики, могут даже оказаться благоприятными для бразильских экспортеров минерального сырья, например, железной руды.

Правда, в случае, если «трампономика» в сфере инфраструктурных проектов начнет перетягивать на себя слишком много внимания и ресурсов, часть капиталов, которые Бразилия надеется получить от иностранных инвесторов, чтобы дать ход собственной инфраструктуре, может оказаться под угрозой. Новые условия могут также неблагоприятно сказаться на скорости и объемах реализации концессионных соглашений по строительству шоссе, железных дорог, портов и аэропортов, которое бразильское правительство запланировало на 2017 и 2018 год.

Экономическая ситуация в Бразилии, несмотря на в целом позитивную динамику, остается крайне неустойчивой. Инвестиционный потенциал государственного сектора по-прежнему довольно низкий. Мы не в состоянии модернизировать инфраструктуру, опираясь исключительно на внутренний капитал. Если Соединенные Штаты действительно примутся за масштабное обновление своей инфраструктуры, капиталы, предназначенные для этой деятельности, естественным образом будут стекаться в первую очередь в США, а значит, с меньшей вероятностью мигрировать в такие страны, как Бразилия.

В том, что касается сферы внешней торговли, «тяжелые орудия» Белого дома сегодня направлены главным образом против Мексики и Китая — обе страны располагают внушительным сальдо в торговле с США. В этом контексте остается мало места для еще каких-либо «кандидатов в жертвы» Трампа.

Нельзя сказать, что для Бразилии это некий положительный сигнал. Причина, по которой стране удается избежать изоляционистской политики США, заключается в том, что доля внешней торговли в бразильском ВВП довольно низкая: исторически она составляет лишь около 20% бразильского продукта. Кроме того, Бразилия является одной из немногих стран, которые последовательно накопили дефицит торгового баланса с американцами.

Отказ Вашингтона от участия в ТТП (Транстихоокеанском партнерстве) может даже привести к тому, что Бразилия выиграет для себя какую-то долю рынка (или перестанет его терять), ведь для стран, которые выступали членами договора, у США не будет продуктов агропромышленного комплекса с тарифными преимуществами. Есть целый ряд отраслей сельского хозяйства, включая даже мировое производство белка, в которых США и Бразилия являются конкурентами, и меньшая привлекательность американских товаров потенциально выгодна Бразилии.

Тем не менее все это будет зависеть от результатов, к которым администрация Трампа придет, следуя стратегии замены многостороннего подхода двусторонними соглашениями с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. Бразилии также потребуется приложить усилия к содействию торговле, в том числе с азиатскими странами, которые изначально не входили в ТПП, как в случае Индии и Индонезии.

Если, с одной стороны, Бразилия из-за сокращения экспортного профиля США может получить некоторое преимущество в торговле сырьем, то же самое уже нельзя сказать о промышленных товарах. Здесь важную роль играет не столько снижение американского экспорта, сколько то, как Бразилии удастся выстроить стратегию по трем направлениям: валютному, налоговому и переговорному.

Стране необходимо поддерживать конкурентоспособный денежный курс, чтобы увеличить объем экспортируемых промышленных товаров. Бразилии также следует упростить — и по возможности смягчить — налоговое бремя, налагаемое на экспортера. И, конечно же, Бразилия не должна позволить ввести себя в заблуждение относительно продолжительности этой фазы «деглобализации». Крайне важно настаивать на переговорах о заключении торговых соглашений — то, чего Бразилия в течение последних 13 лет не решалась делать.

Более того, даже с пересмотром или развалом НАФТА мексиканские продукты по-прежнему будут представлять для Бразилии элемент конкуренции на рынках третьих стран. Существует широкий спектр промышленных товаров, конкурентоспособность которых у мексиканских производителей выше, чем у бразильских.

Это, безусловно, связано с доступом к рынкам и десяткам преференциальных соглашений, которые Мексика заключила уже после переговоров по НАФТА. Однако весомым аргументом в пользу Мексики выступают и другие факторы: более низкие налоги, снижение ограничений в трудовом законодательстве, в целом более благоприятная бизнес-среда.

В конечном счете, даже если «трампономика» окажет на Бразилию то или иное положительное побочное влияние, в среднесрочной перспективе при торговом сценарии, выхолощенном протекционизмом, мир в целом окажется в проигрыше.

Оригинал публикации: A 'Trumponomics' e o Brasil

События