Ярослав Лисоволик, Ли Яао / Инициатива БРИКС+: китайский саммит на «пять с плюсом»

 

Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, программный директор Фонда Международного дискуссионного клуба «Валдай», эксперт НКИ БРИКС; Ли Яао, эксперт исследовательского центра по развитию при Госсовете КНР – специально для ИнфоБРИКС

Саммит БРИКС в Сямэне проходил в этом году в условиях отката глобализации в развитых странах и предоставил возможность странам БРИКС перехватить инициативу в проведении экономической интеграции и либерализации в мировой экономике. После завершения саммита можно констатировать, что странам БРИКС это удалось во многом из-за новых инициатив Китая, которые были вынесены на повестку саммита, прежде всего благодаря китайской инициативе БРИКС+.

Действительно, китайская идея “БРИКС плюс” сделала саммит одним из значимых за последние годы. На основе БРИКС создаются самые разные альянсы в разных регионах мировой экономики. Само название говорит о том, что это открытая группировка, которая носит инклюзивный, а не эксклюзивный характер.

Можно отметить одну из интересных идей относительно формата БРИКС+, высказанной со стороны Китая – заключить альянс между странами этого объединения и государствами, входящим в G-20. Другим возможным форматом является заключение соглашения между региональными интеграционными группировками, которые ведомы странами БРИКС – Евразийский экономический союз, Южноафриканский таможенный союз, Меркосур, Южноазиатская зона свободной торговли, зона свободной торговли Китай-АСЕАН. На такого рода созвездие региональных интеграционных группировок стран БРИКС в региональном формате БРИКС+ приходилось бы более 50% всего населения земного шара, более 15% квоты в МВФ, а также больший уровень ВВП, чем у крупнейшего регионального интеграционного проекта в мире (НАФТА).

Среди ключевых направлений сотрудничества между странами БРИКС+ можно отметить следующие.

Сотрудничество в международных организациях, включая Бреттон-Вудские институты для повышения консолидированной доли при голосовании. В МВФ консолидированная доля БРИКС не достигает и 15%. При добавлении партнёров по БРИКС+ эта доля увеличится на 1–2 процентных пункта (в зависимости от конкретного состава или круга участников БРИКС+), превысив 15-процентный рубеж, что даст возможность странам БРИКС+ использовать принцип блокирующего пакета при принятии Фондом ключевых решений.

Страны БРИКС+ также могли бы формировать альянсы в других международных организациях, включая ВТО, где группа стран БРИКС+ могла бы дополнять на переговорах другие альянсы в пространстве «Юг–Юг», такие, как «Развивающиеся страны Азии», а также повысить своё влияние в рамках «большой двадцатки» и Клуба 33 стран.

Сотрудничество между соответствующими банками развития и другими организациями развития, образованными экономиками БРИКС. Речь идёт о сотрудничестве между Евразийским банком развития (EDB), Банком развития Южной Африки, Фондом развития СААРК, Фондом структурной конвергенции Mercosur, Банком развития Китая, Межамериканским банком развития и Новым банком развития (NDB).

Внутри этой группы организаций по развитию Новый банк развития мог бы выступать координатором инициатив БРИКС+, хотя определённую роль можно было бы также отвести Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций как объединительной платформе для аккумулирования финансов, поступающих из развивающихся и развитых экономик. Внутри этой сети региональных организаций развития сотрудничество может быть нацелено на совместное финансирование инвестиционных проектов, а также инициатив/программ, направленных на достижение ключевых целей развития (развитие человеческого капитала, улучшение экологии, интеграции/сотрудничества внутри финансового сектора).

Использование национальных валют/платежных систем. Круг стран-членов БРИКС+ мог бы служить расширенной платформой для создания платёжных систем стран БРИКС+ и их распространения в соответствующих регионах. Он также способен стать платформой для более широкого использования национальных валют в торговых и инвестиционных сделках, что позволит снизить зависимость этих стран от доллара США и евро.

Сотрудничество в создании собственных резервных валют, а также региональных и мировых финансовых центров. Страны, образующие часть региональных блоков БРИКС+, могли бы поддерживать усилия друг друга в создании международных финансовых центров (несмотря на возможную конкуренцию, особенно в региональном контексте) через листинг акций компаний на биржах стран БРИКС+. Можно также усилить сотрудничество в продвижении некоторых валют стран БРИКС+ в качестве резервных валют, которые станут частью золотовалютных резервов соответствующих Центральных банков.

В целом же в области финансов заключается один из наиболее значительных потенциалов сотрудничества между странами БРИКС. Приоритетными направлениями здесь являются сотрудничество в области создания региональных и глобальных финансовых центров, повышение доли национальных валют в расчетах между странами БРИКС и их партнерами (в том числе за счет дедолларизации расчетов), сотрудничество в области создания и укрепления валют стран БРИКС в качестве резервных (в том числе юаня как резервной мировой валюты), создание системы национальных расчетных центров и платежных карт, создание рейтингового агентства стран БРИКС.

В условиях высокого уровня долларизации экономик многих стран БРИКС+ имеется значительный потенциал для более широкого использования национальных валют в расчётах между странами БРИКС и их региональными партнёрами. В Евразийском экономическом союзе, например, использование российского рубля в расчётах между странами в 2016 году возросло до 75% по сравнению с 56% в 2010 году, тогда как доля американского доллара сократилась с 35% в 2010 году до 19% в 2016 году.

Переход на кредитование в национальных валютах может принести ряд дивидендов. В их числе дедолларизация экономик стран БРИКС и их региональных партнеров (если проводить такого рода инициативу в рамках расширенной БРИКС+), снижение издержек, связанных с валютной конвертацией из национальных валют в доллары или евро, а также смягчение валютных рисков и дисбалансов, связанных с разницей в валютной деноминации активов и пассивов компаний стран БРИКС

И, если говорить об итогах саммита, нельзя не отметить стратегическое партнерство России и Китая. Можно сказать, что наиболее активными странами, ведущими трансформацию БРИКС, сегодня являются именно наши государства — РФ и КНР. Такого рода стратегический альянс будет способствовать созданию более сбалансированной и справедливой мировой экономики, где должным образом учитываются интересы развивающихся стран.

Источник: http://infobrics.org/news/25977/

События