Торговое сотрудничество ЮАР и РФ в рамках БРИКС: достигнутые успехи и многообещающие перспективы / Марина Пруненко

Марина Пруненко, выпускница Всероссийской Академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, эксперт НКИ БРИКС

В конце мая этого года министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит в страны Африки для обсуждения путей борьбы с терроризмом и расширения торгово-экономического сотрудничества. В ходе своей поездки он неоднократно подчеркивал, что в Москве придают большое значение укреплению связей с африканскими региональными и субрегиональными организациями. Хотя экономическое взаимодействие между Россией и странами этого континента пока что "не настолько насыщено, как, например, политическое", отмечается наметившийся уверенный рост. Так, товарооборот со странами Африки к югу от Сахары в 2015 году составил $2,2 млрд, в 2016 году - $3,3 млрд, в 2017 году - $3,6 млрд.

Нет сомнения в том, что страны-участницы БРИКС заинтересованы в сотрудничестве с ЮАР, так как это крупнейшая экономика на африканском континенте. ВВП страны составляет треть суммарного ВВП остальных государств, расположенных к югу от Сахары. Помимо этого, ЮАР обладает развитой инфраструктурой и одним из наиболее развитых финансовых рынков в мире. Более того, она обладает крупными запасами полезных ископаемых (96% мировых запасов металлов платиновой группы, 26% марганца, 74% хрома, 11% золота и до 20% алмазов, а также угля и строительных материалов). ЮАР также входит в первую двадцатку стран по объему производства сельскохозяйственной продукции.

Одной из ключевых задач политики Южно-Африканской Республики, изложенной в Национальном плане развития, является увеличение и диверсификация национального экспорта. Присутствие страны на международных рынках увеличивает общий потенциальный размер рынка для южноафриканских производителей, что способствует расширению объемов производства экспортируемой продукции и открывает возможности снижения себестоимости выпускаемых товаров. Наращивание темпов и объемов экспорта обеспечит создание новых рабочих мест в республике. Участие в международной конкуренции способствует внедрению инноваций, ведет к улучшению качества продукции, совершенствованию технологий. Взаимодействие с внешними рынками снижает зависимость от неблагоприятных факторов на значительно более узком национальном рынке. Развитие экспорта способствует и притоку в страну иностранной валюты, которая может быть использована для финансирования импорта и решения других актуальных задач развития экономики страны.

Вступление ЮАР в БРИКС было ожидаемым, ведь у нее уже существуют независимые торгово-экономические отношения со всеми странами объединения. Так, долгую историю имеют отношения ЮАР с Индией и Китаем. Помимо того, страны БРИКС являются основными инвесторами в африканскую экономику.

Стоит тметить, что в настоящее время экономические и торговые отношения между Россией и ЮАР наименее развиты по сравнению с другими двусторонними связями участниц блока.

В 2016 году экономика ЮАР проявила стойкость и гибкость в преодолении проблем, связанных с продолжающимся замедлением темпов роста мировой экономики и сохраняющимся низким уровнем цен на биржевые товары, слабыми показателями глобальной торговли и сокращением потоков капитала. Несмотря на сохраняющееся избыточное предложение на мировом рынке основных сырьевых и биржевых товаров восстановление цен на биржевые товары позволило стране нарастить экспортные продажи и сократить дефицит сальдо торгового баланса.

После внешнеэкономического провала в 2015 году динамика торговли ЮАР со странами БРИКС улучшает свои показатели, в том числе и с Россией. Из-за санкций, введенных Россией на импорт свежих продуктов из ЕС, США и других стран, у компаний из ЮАР появилась уникальная возможность для расширения торговых отношений с нами. Ведь Южная Африка известна во всем мире как производитель и экспортер цитрусовых, плодовых и субтропических фруктов. Департамент торговли и промышленности ЮАР в последние годы активно привлекал южноафриканские компании для участия в инвестиционном road show в России. В 2017 году они представили свою продукцию более чем 28 тыс. посетителей из 78 регионов России.

Тем самым, рост торговых и инвестиционных связей рассматривается как главная сфера укрепления сотрудничества между Россией и ЮАР. Импорт товаров из России увеличился за 2017 год на 52,9 %, что в денежном показателе составило рост на 136 млн долларов Экспорт вырос на 25,4 %, в долларовом эквиваленте - почти 72 миллиона.

Рассматривая торговое сотрудничество между Россией и ЮАР, нужно отметить что по итогам 2017 года в структуре российского экспорта в ЮАР основная доля поставок пришлась на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, продукцию химической промышленности, минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства. Наибольшие прирост показали следующие товарные группы - медь и железо, удобрения, миниральное топливо и масла и продукты их дистилляции, продукции из бумаги и целлюлозы.

В российском импорте из ЮАР первое место сохранили традиционные поставки продукции растительного происхождения, в том числе и фрукты. За последний год Россия увеличила их импорт на 49,4 %. Второе место традиционно сохраняют недрагоценные металлы и изделия из них, импорт которых также значительно вырос. Поставки готовых пищевых продуктов увеличились с превалирующей долей группы «алкогольные и безалкогольные напитки». В российском импорте машин, оборудования и механизмов более 90% объема занимает группа реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, а также их части.

Одним из перспективных направлений для потенциального импорта остается традиционно сильная для Южно-Африканской Республики электронная промышленность, производящая оборудование для авиационной и автомобильной промышленности. Интерес для российского бизнеса может представлять продукция таких южноафриканских секторов, как химическая индустрия (особенно изделия из пластмасс, резины и химические товары), сельское хозяйство и пищевкусовая отрасль, изделия из драгоценных металлов. Особняком стоят пищевые технологии, являющиеся в ЮАР симбиозом собственных многолетних разработок и лучших мировых практик, в том числе в области генной модификации.

Отдельного внимания заслуживают исторически сильная в Южно-Африканской Республике горная индустрия, а также технологии добычи и первичной переработки твердых полезных ископаемых. Российское горнодобывающее оборудование, технологии геологоразведки, картографии, имеющие мировое признание при правильной маркетинговой политике также могут иметь перспективу на южноафриканском рынке. Интерес потенциального российского импортера могут вызвать технологии разработки месторождений золота и платины, также как и технологии получения черных металлов, нержавеющей стали, алюминиевых заготовок и железорудного концентрата.

С учетом современного состояния энергогенерации в ЮАР (отсутствие резерва мощностей для своевременных плановых ремонтов, стареющее оборудование угольных ТЭС, неравномерное размещение генерации по территории страны и т.п.) южноафриканский рынок является однозначно перспективным для российского энергомашиностроения. Вместе с тем, учитывая инфраструктурный характер отрасли, необходимость выполнения большого объема строительных работ, уникальность и капиталоемкость оборудования, длительность подготовительных процессов (проектирование, выбор поставщиков, специфика конкурсных закупочных процедур, необходимость предоставления финансирования), длительные сроки изготовления, не представляется возможным претворить эту линию сотрудничества в жизнь в короткие сроки. Взаимодействие в области энергетики – это стратегическая перспектива, первые результаты которой в объеме экспорта могут появиться не ранее, чем через три года после его развертывания.

В настоящее время Южная Африка не имеет собственных коммерчески эффективных месторождений нефти, поэтому поставки нефтепродуктов на ее рынок осуществляются за счет импорта и переработки импортной нефти в ЮАР, что открывает новые возможности для исторически сильной отрасли российской экономики. Необходимо отметить, что часть объема поставок моторного топлива приходится на синтетическое топливо, производимое в ЮАР в процессе переработки угля.

Эти принципиальные особенности справедливы и в отношении продвижения другой российской продукции машиностроения, в частности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, грузовых автомобилей, авиатехники, которые также могут иметь неплохой потенциал продаж на рынке ЮАР.

Несмотря на то, что в ЮАР имеется собственный высокоразвитый лесопромышленный комплекс, она импортирует разнообразную продукцию деревообработки, в том числе древесноплитную продукцию и крафт-бумагу. На сегодня в российском экспорте в ЮАР эти позиции не занимают значительного места. Учитывая определенную новизну этого рынка для российских экспортеров, им следует более активно использовать маркетинговые инструменты.

Нехватка в ЮАР свободных мощностей для транспортировки грузов по железной дороге, особенно для перемещения больших потоков сырьевых товаров на экспорт (железная руда, уголь), требует выделения существенных финансовых средств на модернизацию существующих и строительство новых железнодорожных линий и сопутствующей инфраструктуры. Несомненно, российское железнодорожное оборудование и техника могли бы быть востребованы для этих целей.

Для поддержки национального сельскохозяйственного производства ЮАР, очевидно, нуждается в значительных объемах закупок удобрений. Такие возможности сохраняются и в перспективе, если международные трейдинговые подразделения российских производителей удобрений вновь обратят внимание на южноафриканский рынок, тем более, что в предыдущие годы эта страна закупала в России значительно большие объемы удобрений.

Как видно из вышеприведенного анализа, торговое сотрудничество России с Южно-Африканской Республикой в последние годы развивается достаточно динамично, но на фоне экономического взаимодействия этой страны с государствами Запада и Китаем количественные показатели выглядят достаточно скромно. Между тем, потенциал торгово-экономических связей и инвестиционных проектов между ЮАР и Россией очень высок.

В ситуации, когда Китай действует достаточно агрессивно, проникая на различные рынки ЮАР, осуществляя огромные вложения в эту страну, Претории может потребоваться некоторый противовес китайскому влиянию, заинтересованность в более широком присутствии России, чтобы предотвратить «монополизацию» ее экономики Китаем.

Нужно также отметить, что выгодное географическое положение ЮАР и ее крупные порты, гарантирующие доступ ко всем морям, предоставляют широкие возможности для сотрудничества. Хотя пока что основные интересы России в Африке сосредоточены в сфере натуральных ресурсов, тем не менее, по сравнению с остальными африканскими странами, ЮАР является практически единственным государством на континенте, с которым Россию связывает торговля несырьевыми товарами. Наша страна также придает большое значение сотрудничеству в сфере высоких технологий. Развитый сельскохозяйственный сектор ЮАР не только позволяет стране удовлетворять свой собственный спрос, но и в некоторой степени дает возможность обеспечить продовольственную безопасность России.

Таким образом, на данный момент, задача государства и бизнеса - создать необходимые условия (политические, правовые, экономические, информационные) для более активного и эффективного взаимодействия российских компаний с южно-африканскими партнерами, и предстоящий саммит БРИКС в Йоханнесбурге может выступить отличной платформой для поиска путей укрепления сотрудничества.

Источник: http://infobrics.org/post/26947/

События