Интернациональный БРИКС: наследие визионеров регионального и глобального сотрудничества / Ярослав Лисоволик

«Наша способность достичь 
единства в многообразии будет 
украшением нашей цивилизации 
и её испытанием на зрелость».

 

Махатма Ганди

Общая черта, присущая всем пяти странам БРИКС, – это наследие концепций континентальной, региональной и глобальной интеграции. Все пять стран БРИКС располагают богатым наследием исследования вопросов международного сотрудничества в региональном и глобальном масштабе.

Одна из сильных сторон БРИКС заключается в многообразии её членов и их способности предложить различные пути модернизации. БРИКС обладает потенциальной возможностью стать движущей силой развития глобальной экономики на основе многочисленных хозяйственных моделей, а не на основе одного пути с его единообразным набором предписаний. Важнейшей составляющей этого множества экономических моделей станет разнообразие типов экономических союзов и региональных интеграционных схем, принятых на вооружение развивающимися экономиками. В этом отношении общая черта, присущая всем пяти странам БРИКС, – это наследие концепций континентальной, региональной и глобальной интеграции. Все пять стран БРИКС располагают богатым наследием исследования вопросов международного сотрудничества в региональном и глобальном масштабе.

В России это направление представлено Евразийской школой мысли (в лице Петра Савицкого, Георгия Вернадского и Николая Трубецкого), возникшей почти сто лет тому назад. По их теории, в стратегии развития России следует учитывать факторы, отличающие её от прочих стран, а именно её географические, исторические, культурные и экономические особенности. По словам Льва Гумилёва, одного из наиболее выдающихся теоретиков Евразийской школы мысли, ключевым положением этой теории является понятие полицентризма, подразумевающее, что «центров [мировой экономики] много. Европа – центр мира, но и Палестина – центр мира. Иберия и Китай – то же самое».

Ещё одна важная грань евразийства – это общность евразийского пространства, что облегчает его интеграцию и развитие более тесных культурных и экономических связей.

С современной точки зрения, наследие евразийства особенно актуально евразийской интеграции в форме создания экономических союзов и транспортных коридоров, связывающих Азию с Европой.

Среди других частей развивающегося мира богатые интеграционные традиции зародились в Латинской Америке, где одним из первых сторонников идеи континентальной интеграции был Симон Боливар, который ещё в 1815 г. (Манифест Картахены) призывал испанские колонии в Америке к совместным действиям перед лицом внешней агрессии. Боливар разрабатывал различные интеграционные проекты (Великая Колумбия, Боливийская Федерация), нацеленные на объединение континента. В качестве государственного деятеля он обращался к странам континента: «Славное будущее наших народов зиждется на единстве наших стран».

Источник: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/internatsionalnyy-briks-nasledie-vizionerov/?sphrase_id=60112

События