Саммит БРИКС в Бразилиа: повод вспомнить ДРСМД и СНВ / Марина Пруненко

Марина Пруненко, эксперт НКИ БРИКС – специально для ИнфоБРИКС

В октябре 2019 года президент Бразилии Жаир Болсонару принял представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности. На этой встрече секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев коснулся угроз системе стратегической стабильности, подчеркнув, что такая конфронтационная политика грозит обернуться новой неконтролируемой гонкой вооружений. Он, в частности, рассказал об опасениях Москвы, которые касаются выхода США из Договора о РСМД.

Американцы вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности в январе 2019 года, за несколько месяцев до этого обвинив Россию в нарушении этого соглашения. Вашингтон обвинил Москву в нарушении договора из-за наличия ракеты 9М729, дальность полета которой якобы превышает допустимые нормы. Конкретных доказательств американская сторона не представила, тогда как Россия информировала иностранных коллег об испытаниях ракеты. В то же самое время Россия неоднократно обращала внимание на то, что пусковые установки ПРО США на территории Румынии и Польши нарушают пункты вышеуказанного договора.

2 февраля 2019 года представители МИД Китая призвали Вашингтон и Москву надлежащим образом урегулировать разногласия путем конструктивного диалога. Американская сторона дала понять, что подписание нового соглашения взамен Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности не имеет смысла без участия в нем Китая. Другими словами, наличие ракет средней дальности у КНР — лишний повод для США снять с себя ограничения договора о РСМД.

Сейчас ракеты средней дальности — основа ядерных сил Китая: на вооружении КНР стоит больше тысячи таких ракет. По данным министерства обороны США, к маю 2018 года на вооружении у Китая стояло от 16 до 30 баллистических ракет средней дальности, способных поражать цели на расстоянии от 3 тыс. км, от 200 до 300 баллистических ракет средней дальности, способных поражать цели на расстоянии от 1,5 тыс. км, и от 1 тыс. до 2 тыс. баллистических ракет малой дальности (от 300 до 1000 км). Китайское внешнеполитическое ведомство тогда назвало попытки привлечь Китай к вопросу о выходе США из ДРСМД "абсолютной ошибкой".

По мнению министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, отсутствие интереса к этому договору со стороны Китая является одной из ключевых причин, почему США и РФ готовы относительно легко расстаться с ДРСМД. Шансы, что Китай когда-либо откажется от ракет, способных доставить боеголовку на отдаленные острова Андаманского залива стремятся к нулю.

К тому же, как известно, в ядерном клубе помимо России и США значатся несколько стран, которые не являются участниками ДСНВ. Например, Индия, которая, в целом, завершила испытательный цикл баллистической ракеты сухопутного базирования Agni 5, способной нести ядерную боевую часть. Только в течение 2018 года было проведено три ее запуска. По последним сведениям, дальность полета этого носителя благодаря использованию новейших технологий увеличена с 5500 до 8000 км. В стратегическом арсенале Индии (также – оценочно) от 90 до 150 боеголовок. Эти успехи Индии в производстве ракет сводят на нет слабую надежду на то, что Китай присоединится к новому соглашению по ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В марте 2019 года представитель Пентагона заявил о начале производства ракет, которые раннее были запрещены по РСМД. В этом же месяце президент России Владимир Путин подписал указ о приостановке выполнения условий ДРСМД. В июне обе палаты российского парламента приняли инициированный главой государства закон о приостановке участия РФ в договоре. 3 июля Владимир Путин подписал закон о приостановлении Договора РСМД. После чего министр обороны США Марк Эспер заявил, что поддерживает планы по размещению ракет наземного базирования средней дальности в Азии для того, чтобы остановить рост влияния Китая в регионе.

Реакция Китая была незамедлительной: представители МИД Китая сразу же пообещали принять меры для защиты своих интересов в случае, если США разместят ракеты средней дальности наземного базирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай дипломатично выразил надежду, что американская сторона проявит осмотрительность и «не будет предпринимать шагов, нагнетающих обстановку в регионе». Кроме того, в этот же день внешнеполитическое ведомство КНР призвало Южную Корею, Японию и Австралию не размещать на их территории американские ракеты средней дальности.

В августе 2019 года США провели испытания крылатой ракеты наземного базирования, дальность полета которой составляет более 500 км, впервые после выхода страны из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Также США заявили о своем желании началу 2020-х годов развернуть новые высокоточные ракеты (Precision Strike Missile, PrSM), а также гиперзвуковые ракеты с баллистической боеголовкой.

На встрече в Бразилиа, Патрушев коснулся и договора о СНВ (Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). Секретарь Совета безопасности РФ еще раз подтвердил, что Москва выступает за его продление. По его мнению, это позволило бы не допустить дальнейшей деградации ситуации в сфере стратегической стабильности, а также выиграть время для изучения подходов к заключению нового соглашения. В то же время, по его словам, нельзя не заметить, что, стремясь сохранить свое единоличное господство в мире, Вашингтон уделяет повышенное внимание силовой составляющей своего превосходства. Это наглядно доказывает военный бюджет США, который за два года вырос более чем на 40 млрд долларов, а к 2020 году составит 750 миллиардов. Американская сторона уже заявляла о возможности выхода из договора о стратегических наступательных вооружениях в 2021-м. Фактически это означает если не крушение, то очень мощное пошатывание всей системы ограничения ядерного оружия.

Через месяц после встречи в Бразилиа, 7 ноября, открылась Московская конференция по нераспространению, собрав специалистов по ядерной безопасности из 40 стран. На ней глава российского МИД Сергей Лавров подчеркнул, что подпись под Договором о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), подписанном 53 странами в июле 2017 года, не поставили ядерные державы, в том числе Россия, США и Китай. Во время своего выступления Лавров также сообщил, что Москва приступила к разработке новых ракет средней и меньшей дальности.

Важным событием стал отказ Пекина от предложения со стороны США заключить многостороннее соглашение по контролю над вооружениями с участием США и России, еще раз показав, что Китай не участвует в переговорах по ядерному разоружению и тем более не становится в них третьей стороной. КНР объясняет это тем, что на данный момент ядерные арсеналы других стран, главным образом американские и российские, намного превосходят китайские. В Пекине полагают, что для заключения новой многосторонней сделки с участием КНР остальные ядерные державы должны сначала сократить свои вооружения до уровня Китая.

Сейчас на долю США и России приходится 90% всего мирового арсенала ядерного оружия. Определить количество ядерных боеголовок Китая представляется затруднительным, так как размер своего ядерного арсенала КНР как не раскрывала, так и не раскрывает. По самым скромным подсчетам, у Китая 250 ядерных боеголовок, когда у США и России счет идет на тысячи. Отметим, что у Индии сейчас имеются более 120 ядерных боеголовок.

Таким образом, проблемы в области глобальной безопасности стали в последнее время настолько актуальны, что их уже нельзя откладывать. И хотя СМИ все еще пытаются сделать США и Россию в качестве главных действующих лиц в вопросах глобальной безопасности, конструктивного диалога дальше не предвидится. Площадка БРИКС кажется весьма подходящим местом для обсуждения позиций России, Индии и Китая в поисках ответственного подхода к глобальной безопасности.

Источник: http://infobrics.org/post/29679

События