О роли крупнейшего интеграционного объединения в условиях пандемии / Виктория Панова

В 2020 г. Россия в третий раз принимает саммит БРИКС. Председательство проходит под лозунгом «Партнёрство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». О новых вызовах, с которыми столкнулись сегодня страны-участницы, о приоритетах России в рамках работы саммита, а также о роли Центра "Экспертный совет по подготовке и председательству Российской Федерации в объединении БРИКС" (РАНХиГС) рассказала научный руководитель Центра, управляющий директор Национального комитета по исследованиям БРИКС Виктория Панова.


© Фотохост-агентство brics-russia2020.ru

– Каковы приоритеты российского председательства в БРИКС в 2020 году?

– Приоритеты российского председательства в БРИКС выстроены вокруг трех столпов сотрудничества объединения – глобального управления, безопасности и политического взаимодействия, социально-экономического и гуманитарных аспектов сотрудничества. Председательство проходит под девизом «Партнёрство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». Своей главной целью в 2020 году Россия определила повышение стандартов и качества жизни народов стран «пятерки» через углубление стратегического партнёрства БРИКС. В рамках политического трека Россия прилагает усилия по улучшению координации «пятерки» на ключевых международных площадках, прежде всего в структурах ООН.

На повестке дня российского председательства в объединении БРИКС -  борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма, информационная безопасности, мирное использование космоса, укрепление механизмов антимонопольного регулирования, в частности, переход от виртуальной платформы Антимонопольного центра к совместному антимонопольному институту. Ведется работа по упрощению таможенных процедур, в том числе, через создание «единого окна». Большое внимание уделяется актуализации принятой в 2015 году на саммите БРИКС в России Стратегии партнёрства БРИКС в торговле и инвестициях, в которой будут поставлены новые задачи сотрудничества до 2025 года. Сотрудники Экспертного совета принимают непосредственное участие в разработке текста Стратегии. Ряд инициатив уже прошел первую обкатку и на заседании Контактной группы БРИКС по торгово-экономическим вопросам в феврале, а более широкому кругу экспертов данные наработки были представлены на конференции Минэкономразвития в марте этого года.

В рамках российского председательства БРИКС будет традиционно разворачиваться сотрудничество по линии Платформы энергетических исследований БРИКС.  Говоря о финансово-экономическом блоке, надо отметить важность тем более широкого использования национальных валют во взаимодействии «пятерки», обмена макроэкономической информацией, работы уже созданных институтов, таких как Новый банк развития БРИКС. По линии гуманитарного сотрудничества ведется подготовка культурных фестивалей БРИКС, молодежных спортивных игр, обсуждается углубление и расширение деятельности Сетевого университета БРИКС, уже ставшей традиционной школы БРИКС и других инструментов по развитию контактов между людьми.

– Как отразится пандемия и начавшийся экономический кризис на странах БРИКС, на самом этом объединении?

– Оценки экспертов варьируются, но с уверенностью можно сказать, что пандемия коронавируса отразится на всех странах и ударит по мировой экономике гораздо сильнее, чем кризис 2008 года. По предварительным подсчетам МВФ рост экономики в 2020 году в Китае замедлится до 1,2%, а в Индии – до 1.9%. В России ожидается снижение экономики на 5,5%, в ЮАР - на 5.8%, в Бразилии - на 5.3%.

Текущая эпидемиологическая ситуация показала, насколько мировое сообщество не подготовлено отражать подобные угрозы. Китаю, который первым столкнулся с пандемией, почти полная победа над коронавирусом стоила по предварительным оценкам 10%-ного сокращения ВВП в I квартале и стагнацией экономики во II квартале этого года.

В настоящее время во многих странах, включая страны БРИКС, наблюдается падение дохода и спроса, минимизирован туристический поток, замедлилась торговля. Впрочем, итоговые оценки и цифры, а также победные реляции по вопросу преодоления пандемии в отдельных странах делать пока преждевременно.

Думаю, что для объединения БРИКС эпидемия может стать дополнительным катализатором сотрудничества, как в области экономики, так и в области здравоохранения. Вероятно, текущая экономическая ситуация, вызванная распространением COVID-19, сдвинет акценты обновленной Стратегии экономического партнерства БРИКС, которую лидеры планируют принять в этом году. Интересно, что недавно все услышали заявление Трампа о приостановлении финансирования Вашингтоном Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которую он обвинил в неэффективности. Вместе с тем, можно ожидать, что наши пять стран, как и в случае с ООН, привержены поддержке этой организации, помощи в налаживании системы предотвращения и своевременного реагирования на подобные ситуации. Кроме этого, готова высказать предположение о том, что страны БРИКС могут начать разработку определенного плана реагирования на новые угрозы, в том числе, эпидемиологические. Такой план действий мог бы обеспечить скоординированные и более эффективные меры стран объединения во время кризисной или чрезвычайной ситуации любого характера.

– Чем страны БРИКС могут помочь друг другу в условиях пандемии и кризиса? Есть ли уже какие-то практические решения в виде чрезвычайных органов или онлайн саммитов?

– Замечу, что БРИКС одним из первых отреагировал на вспышку COVID-19, опубликовав соответствующее заявление Председателя в рамках встречи шерп в феврале этого года. Одной из важнейших мер считаю укрепление научно-исследовательского сотрудничества и профилактику пандемических инфекций с использованием современных методов и технологий. Впрочем, важно не переусердствовать и не превратить возможности цифры в способ контроля за населением в некризисные периоды.

На практике страны БРИКС уже начали оказывать друг другу экспертную, гуманитарную и экономическую помощь. Яркий пример такой помощи - решение НБР о предоставлении кредита Китаю на сумму 5 млрд юаней для борьбы с COVID-19. На сегодняшний день этот займ является крупнейшим в истории НБР.

Помимо этого, во время вспышки эпидемии в Китае, Россия направила около 23 тонн медицинских масок, защитных очков, перчаток и одежды в КНР. После обострения эпидемиологической ситуации в России Китай направил в Россию группу специалистов, а также гуманитарную помощь весом 26 тонн. Недавно запрос на помощь прозвучал со стороны ЮАР. Уверена, что в случае необходимости, Россия и Китай окажут такую же поддержку другим партнерам по БРИКС.

Что касается учреждения специальных органов, то конечно же не стоит пренебрегать сотрудничеством именно на площадке Всемирной организации здравоохранения. Экспертный совет также предложил несколько инициатив, укрепляющих сотрудничество стран БРИКС по преодолению этой и иных подобных угроз. Надеемся, что это окажется полезным. Имеем в виду продолжить обмен мнениями с нашими партнерами по СЭЦ БРИКС и высказать консолидированную позицию. 

Подробнее в источнике: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/nauchnyy-rukovoditel-ekspertnogo-tsentra-briks-rankhigs-viktoriya-panova-rasskazala-o-roli-krupneysh/

События