Инклюзивные принципы устойчивого развития в перспективе расширения БРИКС: Россия как драйвер глобальной трансформации / Н.Е. Судакова

Автор: Наталья Евгеньевна Судакова

Введение.

Роль России в современных изменениях глобального характера трудно умалить, но такие попытки предпринимаются систематически. Последний саммит БРИКС и последовавшие за ним инсинуации во многих мировых средствах массовой информации (СМИ) свидетельствуют об этом в полной мере. То, что Россию представлял министр иностранных дел С.В. Лавров, многими международными медиа-структурами не только расценивалось как падение авторитета страны в пространстве БРИКС, но и использовалось для принижения её ведущейроли в эволюции объединения, позиционируемое как инструмент сдерживания его поступательного развития, в продвижении идеи «коллективного лидерства» на пути к многополярности и полицентричности. Столь рьяное противодействие России в отношении изменения мирового порядка требует не только осмысления того, что стало причиной данного обстоятельства и как оно влияет на жизнедеятельность современной цивилизации в целом, но и изучения ценностно смысловых детерминант современных глобальных трансформаций.

Само появление Организации Объединенных Наций (ООН) есть результат борьбы за существование 26 стран, сплотившихся против гитлеровской коалиции и получивших в 1942 г.название «Объединённые Нации». Несмотря на участие во Второй мировой войне многих государств, основная роль в достижении мира принадлежит СССР, что стало основанием для получения СССР права вето в Совете Безопасности ООН (Орлов, 2020). Вместе с тем роль России как преемницы СССР в создании ООН и праве отстаивать основные положения данной организации последние четверть века систематически принижается.

Более того, делаются заявления о необходимости исключить Россию из Совета Безопасности,что в целом не обладает новизной, но на заре появления данной организации и закладыванияеё основных принципов было невозможно осуществить. Именно российский ценностно-смысловой фундамент позволил миру побороть «коричневую чуму XX столетия» и достигнуть тех системных изменений, которые сегодня принято называть инклюзивными.

Именно эти принципы, основанные на уважении к личности, признании её прав на равные возможности для самореализации, на культурную самобытность, а также на осознании необходимости устранения неравенства возможностей во всех контекстах для стимулирования развития сообществ, являются продолжением тех социокультурных оснований, которые делают нашу страну многонациональной, поликультурной и социально-ориентированной, составляя ее ценностно-смысловой фундамент как государства-цивилизации. Большинство положений концепции инклюзивного устойчивого развития вряд ли появились бы, если бы не вклад СССР в социальное общемировое развитие. Последний прирастает результатами деятельности альтернативных международных организаций, созданных при активном участии современной России и призванных продвигать инклюзивные смыслы и ценности в международном пространстве, самой значимой из которых постепенно становится БРИКС.

Таким образом, очевидно, что роль России в изменениях глобального характера стремительно возрастает. На повестке дня стоят вопросы о том, какие перспективы существуют у БРИКС, как на архитектонику мирового развития может повлиять активно расширяющийся союз,какую роль в этом процессе играет Россия. Не менее значимым является изучение становления ценностно-cмыслового базиса данного объединения, который транслируется сегодня в мировое сообщество как инклюзивный. Всё вышеперечисленное делает актуальным представленное нами исследование, определяя цель работы как выявление роли России в глобальных трансформациях современного мира, способствующих возрастанию значения объединения БРИКС в преодолении неравенства и становлении инклюзивных принципов устойчивого развития мирового сообщества на пути к многополярному и полицентричному миру.

Выбирая методологический базис исследования, мы опирались на концептуальные положения политологических теорий Г.В. Еремичева, Г.А. Меньшикова о ЦУР («Цели устойчивого развития») как новой технологии глобального политического управления (Еремичева, Меньшикова, 2022), А.И. Костина – о стратегии устойчивого развития как основе будущего миропорядка (Костин, 2017), Ю.А. Красина – о социальном неравенстве как политической проблеме (Красин, 2007), метаидеологии нового гуманизма и принципах общественного развития в условиях трансформации мирового порядка (Красин, 2015), В.А. Садовничева, А.А. Акаева, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова – о моделировании и прогнозировании развития стран БРИКС (Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики …, 2014). Несмотря на серьёзный исследовательский интерес к объединению БРИКС, только начинает своё формирование ценностный подход к осмыслению политического взаимодействия. В этом контексте нам представляется значимой концепция инклюзии, понимаемой как универсалия культуры, способствующая преодолению неравенства (Судакова, 2018; 2021; Sudakova, Astafyeva, 2019; 2020).

Необходимо отметить, что ценностный подход к формированию БРИКС вызывает серьёзные дискуссии, поскольку страны – участницы объединения формируют разнородное пространство ценностей и смыслов, влияющих на культуру, систему государственного управления и реализацию экономического потенциала каждой из них. Объединение БРИКС, преследуя задачу улучшения качества жизни населения, выступает против навязывания друг другу каких-либо экономических и военно-политических интересов, продвигая идеи солидарности, суверенности и равноправия. Всё вышеизложенное позволяет говорить о том, что многообразие ценностей и смыслов формирует максимально инклюзивно-обусловленное пространство БРИКС, которое требует своего осмысления в политической перспективе, что и определяет актуальность данной работы.

В настоящей статье впервые представлены результаты системного анализа становления БРИКС посредством продвижения инклюзивной многосторонности при активном участии России. Мы рассматриваем его в проекции ценностно-смысловых детерминант, имеющих политическое значение, выводя на первый план инклюзивные принципы. Результаты данного анализа не только актуальны, но и обладают научной новизной, поскольку позволяют увидеть перспективы данного объединения, которые многими экспертами оцениваются как туманные.

Используя системный подход, мы применяли методы компаративистского анализа, контент-анализа и обобщения. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении роли России в трансформации мирового сообщества посредством развития союза БРИКС на основе инклюзивных принципов.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть положены в основу стратегических документов международного и национального значения, определяющих ценностно-смысловой базис политического взаимодействия стран БРИКС, основанного на многополярности и полицентричности.

Россия и её роль в преодолении неравенства: ретроспективный анализ концептуализации ЦУР. Осмысляя роль России в инклюзивных трансформациях, стоит отметить, что изменения данного характера связаны с важнейшими целями, реализации которых сначала добивался СССР, а начиная с 2000 г. – Россия. Ретроспективный анализ становления данных принципов даёт основания полагать, что наша страна не только являлась драйвером указанных изменений в XX столетии, но способствует их активному продвижению в международном пространстве до сих пор.

Инклюзивный дискурс постепенно обретает полноту влияния, способствуя созданию универсальных инструментов преодоления социального неравенства во всех возможных контекстах.

Речь идёт о тех сферах жизнедеятельности современного общества, где остро ощущаются разрывы в ресурсах для развития, в возможностях полноценно питаться, получать медицинскую помощь, достойное образование, доступ к чистой воде, недорогой и чистой энергии, к технологиями инновациям, вести активную самостоятельную жизнь независимо от каких-либо факторов, в том числе от пола и состояния здоровья.

Все вышеперечисленные проблемы получили новый виток внимания в начале нового тысячелетия, когда были сформулированы Цели развития тысячелетия ООН, основной задачей которых признано стимулирование устойчивого развития человеческого сообщества путём улучшения социальных и экономических условий в развивающихся странах, что также зафиксировало существующее в мире неравенство. Осознание важности объединения усилий всех народов для развития человеческой цивилизации способствовало активному обсуждению данных вопросов и созданию специальной Рабочей группы в рамках ООН по разработке ЦУР в 2012 г. В 2015 г. на первый план была выведена задача согласования целей устойчивого развития, фиксирующих проблемы социального, экономического и экологического характера, где самыми актуальными были признаны бедность и голод, отсутствие равноправия полов, медицинской по мощи и возможности учиться, антисанитария и другие. Таким образом, была сформирована общемировая стратегия преодоления неравенства в перспективе до 2030 г., в рамках которой каждая страна, самостоятельно диагностируя границы существующего неравенства применительно
к себе, разрабатывает план по его преодолению с опорой на ЦУР. Приоритет согласованности усилий по устранению проблем социального, экономического и экологического характера, ведущий к синергии действий и максимально эффективному результату, закреплен в международных документах и постепенно получает развитие как ESG-повестка. С течением времени данныецели приобретают политическую и идеологическую направленность, становясь стимулом для трансформации мирового порядка (Еремичева, Меньшикова, 2022). Их включение во многие документы национального значения приобретает столь масштабный характер, что провоцирует жаркие дискуссии (Павленко, 2012).

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что цели устойчивого развития инклюзивно обусловлены, потому что основная задача их реализации носит прозрачный характер – преодолеть неравенство возможностей и создать условия для развития человека и сообществ, поскольку в современном мире очевидно, что все мы зависим как друг от друга, так и от нашей планеты.

В процессе реализации данной задачи постепенно обретают силу новые стратегии межцивилизационного сотрудничества как отсроченные эффекты воздействия инклюзивной идеи, показывающие необходимость преодоления неравенства в отношении социально-экономического развития сообществ, в результате реализации которых формируется новый мировой порядок, основанный на многополярности. С позиции цивилизационного подхода, активно разрабатываемого в российской политической мысли, данный порядок отражает потенциал цивилизаций к развитию «в качестве новых акторов и центров силы на мировой арене» (Солуянов, 2021: 426).

Обозначенное развитие предполагает нацеленность государств на укрепление экономики высокой занятости, всестороннее развитие человеческого капитала и бережное использование природных ресурсов с оглядкой на будущие поколения, что содействует социальной и экономической сплочённости сообществ и свидетельствует о признании необходимости трансформаций современного общества, основанных на принципах инклюзивности.

В процессе данных изменений особую роль играют новые союзы, сформированные не на основе военно-политического единства, а на необходимости эффективного взаимодействия ради социально-экономического роста, способствующего преодолению неравенства, улучшению качества жизни граждан, а следовательно, и устойчивому развитию сообществ. Примером таких союзов выступает объединение БРИКС, заявляющее о своей инклюзивной ориентированности на протяжении всего периода своего существования. Тенденции к его расширению ещё ярче демонстрируют инклюзивный характер данного союза, что иллюстрируется последними решениями о включении новых стран в состав БРИКС.

Инклюзивные принципы БРИКС: на пути к преодолению неравенства.

Уже первыешаги в становлении БРИКС как международного союза свидетельствовали о том, что данное объединение положило в основу своей организации инклюзивные принципы, а именно – борьбу с неравенством всех видов. Несмотря на то, что сам термин появился ещё в начале двухтысячных благодаря аналитическому обзору Дж. О’Нила, представившего выводы своего исследования о стремительном экономическом развитии и инвестиционной привлекательности четырёх стран, способных к синергетическому эффекту консолидированных действий1, практическое применение его было отложено. Первая встреча министров стран, образовавших впоследствии союз БРИК, была инициирована В.В. Путиным на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2006 г. Следующая – состоялась во время Генеральной Ассамблеи ООН 20 сентября 2006 г. В 2008 г. в июле встретились главы государств БРИК, а в 2009
состоялся первый саммит БРИК в г. Екатеринбурге. Инициатива проведения всех встреч и мероприятий в большинстве случаев исходила от России. Таким образом, роль нашей страны в создании и развитии данного союза сложно переоценить, она была и остаётся ведущей. Выбор стран для объединения свидетельствует о признании разнообразия социокультурных, географических и политико-правовых условий их существования ресурсом развития, что также свидетельствует об инклюзивности данного объединения с самого начала его существования.

Р.С. Положевич, рассматривая процесс становления объединения БРИКС в политологической перспективе, делает вывод о том, что данный процесс спровоцировал глобальную трансформацию мировой архитектоники взаимодействия. В этой связи исследователь даёт своё определение мировому порядку, трактуя его как «систему коррелятивных связей между акторами мировой политики (не сводимыми исключительно к государствам), основанную на комплексе совместно принятых ими неофициальных и официальных норм и образцов поведения, а также созданных на их базе институтах и разделяемых такими акторами ценностях». Заявив об этом, он поставил перед научным сообществом задачу определить данный универсальный инструмент консолидации. Для БРИК, а впоследствии и для БРИКС, эта идея стала определяющей, потомучто включение действительно разных по социокультурному коду стран в одно объединение потребовало согласования ценностно-смысловых позиций, что и стало основанием для продвижения идеи  инклюзивной многосторонности, открывая новые возможности для «развёртывания инклюзии как универсалии современной культуры» (Судакова, 2018; Sudakova, Astafyeva, 2019).

Этот базис должен был преодолеть разрывы как социокультурного, так и экономического характера, которые были обусловлены сложным положением всех стран, вступивших в БРИК. Россия находилась на стадии становления новой системы государственного устройства, решая проблемы развала СССР, но уже показывала перспективу роста; Бразилия испытывала масштабные инфляционные проблемы; Китай ещё только начинал своё восхождения после глобальных потрясений XX в., а Индия так и не смогла преодолеть сдерживающую её развитие социокультурную специфику, обусловленную кастовостью общества, умноженную на проблемы экономического и демографического характера. Всё это предвещало десятилетия экономической стагнации стран, но синергетический эффект их объединения не заставил себя ждать.

Уже в 2009 г. на I саммите БРИК было заявлено о стремлении к формированию новой системы мироустройства, основанной на принципах справедливости в отношении всех участников международного взаимодействия, где особое внимание было уделено вопросам энергетической и продовольственной безопасности. Этот вектор существующего неравенства глобального характера позволил обозначить доминирующую позицию стран БРИК в отношении реализации целей устойчивого развития. Всё взаимодействие в рамках союза предполагалось реализовать на принципах равноправия, открытости, взаимного уважения и учёта интересов всех стран. Расширение сотрудничества между государствами предполагало обмен технологиями, научными разработками и поддержку друг друга на пути преодоления существующего неравенства с целью обеспечения устойчивого развития всех.

Второй саммит БРИК 2010 г. продемонстрировал нацеленность союза на становление инклюзивно-обусловленного многополярного миропорядка, который будет способствовать развитию мирового сообщества и улучшению качества жизни всех людей. Члены объединения БРИК подчеркнули необходимость реформирования системы торгово-экономического и финансового международного взаимодействия в сторону обеспечения равноправного участия в нём всех стран, в первую очередь развивающихся. Осмысление последствий глобального экономического кризиса привело к формированию доминирующей позиции БРИК по продвижению идеи инклюзивного экономического роста, способствующего расширению возможностей развивающихся стран и обеспечению их продовольственной безопасности.

Приглашение Южно-Африканской Республики (ЮАР) в БРИК в 2010 г. содействовало укреплению инклюзивных идей и пониманию необходимости их настойчивого продвижения. Вывод об устойчивой приверженности инклюзивным принципам членов БРИКС подкрепляется декларациями, принятыми по результатам пятнадцати саммитов. Нацеленность на усиление роли стран БРИКС в международной политике без образования военных союзов с целью преодоления существующего неравенства возможностей при помощи расширения сотрудничества в экономической, социокультурной и научной сферах свидетельствует об инклюзивном характере данного объединения.

Вопросы глобальной стабильности также рассматриваются участниками БРИКС через призму инклюзивных принципов развития мирового сообщества, поскольку необходимость преодоления политического неравенства с целью достижения мира на основе равноправного диалога масштабно задекларирована в итоговом документе IV саммита БРИКС 2012 г.: «Мы не поддерживаем многосторонние инициативы, которые противоречат фундаментальным принципам прозрачности, инклюзивности и многосторонности … Общемировым интересам наилучшим образом соответствовал бы подход к кризису на основе мирных средств, стимулирующих широкий национальный диалог по различным линиям, что отвечало бы законным чаяниям всех слоев сирийского общества на основе уважения независимости, территориальной целостности и суверенитета Сирии.

Наша цель – способствовать руководимому самими сирийцами инклюзивному политическому процессу»1. В данном контексте на первый план выходит учёт интересов всех членов сообщества с целью достижения устойчивого глобального роста на принципах инклюзивности.

Результаты V саммита БРИКС 2013 г. также способствуют пониманию значимости преодоления проблемы неравенства в современном мировом взаимодействии. В центре внимания участников оказались проблемы устойчивого развития и необходимость учёта национальной специфики для их преодоления. В итоговом документе саммита подчеркнуто, что все решения в области реализации целей развития тысячелетия должны приниматься с учётом интересов всех стран – участниц ООН на основе инклюзивности и транспарентности.

В рамках VI саммита БРИКС 2014 г. максимально масштабно транслировались инклюзивные принципы устойчивого развития за счёт вынесения проблемы в тему встречи: «Инклюзивный рост: устойчивые решения». В центре внимания участников саммита находились решения, способствующие продвижению интересов развивающихся стран в международном политическом и социально-экономическом взаимодействии. Для преодоления проблемы финансовой безопасности и устранения существующего в этой сфере неравенства в мировой финансовой системе странами БРИКС создана финансовая организация, призванная отстаивать интересы её членов, – Новый банк развития (NDB)1. Для обеспечения инклюзивности торгового взаимодействия и экономической безопасности членов данного объединения в рамках VII саммита БРИКС 2015 г. предложено расширение применения расчётов в национальных валютах.


Осмысляя вызовы, с которыми сталкиваются страны в современном мире, члены союза БРИКС предлагают руководствоваться «инклюзивной макроэкономической и социальной политикой», которая будет способствовать развитию сообществ. Члены БРИКС ответственно заявляюто том, что паритет во взаимодействии сообществ, учёт интересов их граждан, продвижение идеи инклюзивного роста, основанного на экономике высокой занятости, помогут реализации целей устойчивого развития и обеспечат глобальный мир. Вопросы справедливости и представительности управления в рамках существующих мировых организаций рассматриваются через призму углубляющегося неравенства, в контексте которого союз БРИКС призван реформировать существующую систему в сторону инклюзивности с целью «обеспечить процветание во всем мире».

Участники VII саммита БРИКС 2015 г. вновь обратились к возможностям инклюзивного политического диалога, выведя на первый план проблемы Афганистана. Технологическое и научное сотрудничество, расширяющееся в рамках данного союза, также способствует продвижению идеи «инклюзивного и устойчивого социально-экономического развития». Формулируется основание инклюзивности мировой экономики, «характеризующейся эффективным распределением ресурсов, свободным движением капиталов, рабочей силы и товаров, а также справедливой и эффективно регулируемой конкуренцией».

На площадке VIII саммита БРИКС 2016 г. для обсуждения была предложена тема «создания … инклюзивных и коллективных решений», под которыми понимался паритет интересов сообществ в процессе взаимодействия, «в целях последующего усиления стратегического партнерства в духе открытости, солидарности, равенства, взаимопонимания, инклюзивности и взаимовыгодного сотрудничества». Активно обсуждались проблемы гендерного неравенства, вопросы региональной интеграции в контексте развития стран Азии, Африки и Южной Америки и необходимости создания «инклюзивной многосторонней торговой системы».

По результатам встречи министров труда и занятости стран БРИКС в январе 2015 г. в г. Уфе были сформулированы принципы инклюзивности в отношении занятости населения как основы устойчивого развития сообществ: «Политика в сфере труда и занятости имеет колоссальное значение для содействия сильному, устойчивому и инклюзивному росту. Мы рассматриваем расширение координации и сотрудничества БРИКС по продвижению качественной и инклюзивной занятости, укрепление диалога внутри БРИКС по вопросам труда, обмен опытом и информацией по вопросам труда и занятости, социальной инклюзии в качестве важного шага вперёд в нашем долгосрочном сотрудничестве на благо наших народов и международного сообщества». Этот вектор открыл новую страницу инклюзивного дискурса БРИКС, актуализировав вопросы социальной инклюзии. Необходимость преодоления проблемы неравенства посредством обеспечения возможности трудоустройства на принципах инклюзивности стала приоритетом международной политики БРИКС, что стимулирует создание универсальных технологий её решения, обеспечивающих долгосрочное сотрудничество стран и устойчивое развитие мирового сообщества.

IX саммит БРИКС 2017 г. укрепил позиции союза, открывшего свои двери для других стран, способных к инклюзивно-обусловленному взаимодействию: «За время нашего сотрудничества с 2006 г. сформировался дух БРИКС – дух взаимного уважения и взаимопонимания, равенства, солидарности, открытости, инклюзивности и взаимовыгодного сотрудничества. Это наше достояние и неисчерпаемый источник силы для углубления сотрудничества в рамках БРИКС. Мы проявляем уважение к выбранным странами БРИКС путям развития, понимаем и поддерживаем интересы друг друга. Мы выступаем за равенство и солидарность. Мы также разделяем принципы открытости и инклюзивности в целях создания открытой мировой экономики». Данное заявление в полной мере отражает инклюзивный дух БРИКС – союза, основанного на уважении к политическому, культурному и экономическому суверенитету стран – членов объединения.

X саммит БРИКС 2018 г. придал полноты этим намерениям. Его участники заявили о необходимости укрепления сотрудничества в сфере экономического развития, обеспечения мира и безопасности, расширения гуманитарных обменов с целью достижения инклюзивного роста.

Принципы последнего вновь были вынесены не только в тему саммита, но и задекларированы как основа устойчивого развития, достижение которого соотносится с преодолением неравенства по всей вертикали и горизонтали взаимодействия.
Участники XI саммита БРИКС 2019 г. обратили внимание на инклюзивную занятость в контексте реализации задач научно-технологического сотрудничества «для лучшего будущего».

По результатам XII саммита БРИКС 2020 г. на первый план были выведены вопросы глобальной стабильности и безопасности, акцентировано внимание на необходимости трансформации системы международного управления в сторону её инклюзивности и представительности. Рассуждая о роли БРИКС в современном международном взаимодействии, С.В. Лавров сделал вывод о мировоззренческом основании союза, основанном на инклюзивных принципах: «Разные в культурно-цивилизационном плане страны объединились на основе созидательной внешнеполитической философии, так востребованной в современном неспокойном мире … Мы отвергаем методы протекционизма и односторонних санкций, исходим из безальтернативности выстраивания международной торговли на основе прозрачности, открытости и инклюзивности».

Участники XIII саммита БРИКС 2021 г., рассматривая вопросы укрепления международного сотрудничества, актуализировали необходимость выстраивания взаимодействия, включая наименее развитые страны, на принципах инклюзивности, что должно способствовать его эффективности и перспективности. В центре внимания оказались не только инклюзивные инструменты управления, но и инновационные и инклюзивные решения, способствующие обеспечению доступа «к благам всех» без исключения. Активно дискутировалась проблема цифровых разрывов как внутри стран, так и между ними. Артикулировались вопросы неравенства в отношении доступа к информации и связи. В рамках обсуждения проблематики «зеленого» туризма оформ-
лено смысловое содержание понятия «инклюзивный туристический сектор». Вновь актуализированы проблемы инклюзивного образования, инклюзивных рынков труда, выводится на первый план необходимость обеспечения инклюзивного экономического роста. Постепенно формируется максимально широкий мировоззренческий дискурс инклюзии как универсального инструмента преодоления неравенства (Sudakova, Astafyeva, 2019; 2020).

19 мая 2022 г. глава МИД КНР Ван И на встрече министров иностранных дел стран БРИКС выступил с предложением «запустить процесс расширения БРИКС», сформулировав основания для приглашения стран в объединение. Сам этот процесс был представлен Ван И как «демонстрация инклюзивности союза». В рамках XIV саммита 2022 г. продолжилось обсуждение предложенной ранее проблематики инклюзивного характера, а на площадке XV саммита 2023 г. было заявлено о необходимости «более широкой представленности государств с формирующимся рынком и развивающихся стран в международных организациях». По итогам данного саммита приглашение в объединение получили Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эфиопия, которые отвечают необходимым требованиям, по мнению стран-участниц, разделяют ценности БРИКС и нацелены на продвижение принципов инклюзивной многосторонности.

Перспективы расширения БРИКС в векторе инклюзивной многосторонности.
Очередной вехой в развитии союза стал XV саммит БРИКС 2023 г., поскольку на его площадке прозвучало официальное заявление о расширении состава объединения. Данные изменения практически сразу стали объектом внимания экспертного сообщества. Центральной проблемой явились принципы эволюции БРИКС и его основные результаты (Lissovolik, 2023). Вместе с тем вопросы инклюзивности данного союза системно не рассматривались. Многие эксперты до сих пор сомневаются в возможности практической реализации инклюзивных инициатив.

Тем не менее в рамках XV саммита было официально заявлено не только о расширении состава БРИКС, но и об основных принципах инклюзивной многосторонности, приверженность которым является необходимым условием приглашения в объединение1. XV саммит проиллюстрировал востребованность данного союза в общемировом взаимодействии, а следовательно, необходимость в продвижении инклюзивных принципов развития сообществ. Заявку на вступление в объединение подали около 40 стран2. Инклюзивный принцип выбора государств, получивших приглашение в союз, не вызывает сомнений. Экономический потенциал, социокультурные условия, политическая организация всех шести государств свидетельствуют о приоритете разнообразия ценностно-смысловых оснований как основы развития данного сообщества, как ресурса изменений глобального характера. В центре внимания оказывается приверженность общей идеи многополярности мироустройства. С 1 января 2024 г. запустили процесс присоединения в БРИКС Египет, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия.

Поскольку процесс вхождения в объединение достаточно сложен, а институционализация его находится в процессе оформления, полное понимание, какая из стран официально стала членом БРИКС, появится только после того, как главы данных государств посетят следующий саммит. Вместе с тем стоит обратить внимание на тот факт, что приглашение получила и Аргентина, которая фактически сразу после выборов президента отказалась от вступления в союз. Не вызывает сомнений, что решение было вызвано сменой политического курса, инициированной новым главой государства Хавьером Милеем.
Тем не менее инклюзивный характер приглашения новых стран в БРИКС не вызывает сомнений. Системный анализ причин, которые повлияли на выбор новых потенциальных членов, даёт основание увидеть перспективы развития союза и его глобальную геополитическую роль в будущем. Именно поэтому выходит на первый план инклюзивность самого выбора стран, выраженногов многообразии ценностно-смысловых ориентиров, способов государственного управления и ведения социально-экономической политики. Не менее значимым критерием отбора представляется разделение ценностей БРИКС, что в конечном итоге и повлияло на изменение точки зрения политического руководства Аргентины на вхождение в союз. Стоит заметить, что это страна Латинской Америки, большая часть населения которой – христиане. Уровень образованности в ней выше, чем в других странах Латинской Америки. Государство демонстрирует потребность в преодолении проблемы неравенства, поскольку уровень бедности его населения в последнее время достиг почти 40 %. Вместе с тем у страны достаточно ресурсов, чтобы быть активным участником экономических отношений, поскольку она является экспортёром тяжёлой промышленности и продукции сельского хозяйства, имеет залежи урана, лития и золота. Внутренний валовый продукт (ВВП) ее составляет более 633 (номинал) и 1 225 (ППС) млрд долл.3 Несмотря на кардинальные изменения политической повестки в Аргентине, вопрос о том, почему ее пригласили в объединение, не стоит.


Ещё одна страна, получившая приглашение в БРИКС, – Египет. Это государство является самой крупной экономикой Северной Африки. ВВП Египта составляет 476,7 (номинал) и 1 675 (ППС) млрд долл.4 Население исповедует ислам. Так же, как и Аргентина, страна является президентской республикой. С Египтом у России не только экономическое, но и военно-техническое сотрудничество. Проект двусторонней промышленной зоны представлен площадками на берегу Красного моря и Суэцкого канала. Оба направления дают возможность осуществлять поставки товаров в страны Африки, Ближнего Востока, Европы и Латинской Америки. Египет активно сотрудничает и с Китаем, который создал там свою промышленную зону. Вместе с тем существует необходимость преодоле-
ния неравенства возможностей по сравнению с многими другими регионами мира в отношении населения данной страны. Жители страны демонстрируют приверженность принципам многосторонности. Таким образом, экономический потенциал Египта и склонность к инклюзивным принципам дают основание заявить о выверенности позиции по включению данной страны в состав БРИКС.

Максимально независимую политику ведёт Иран, подавший заявку и получивший приглашение в БРИКС. Его население исповедует ислам. Страна обладает 12 % запасов общемировой нефти и 17 % газа, что даёт ей основание развивать активное экономическое сотрудничество как с Россией, так и с Китаем. ВВП Ирана составляет 388,5 (номинал) и 1 601 (ППС) млрд долл.1 Находясь под санкциями более 40 лет, страна демонстрирует максимальный уровень неравенства возможностей по отношению к остальному миру и высокий уровень приверженности инклюзивным принципам. Сегодня активную поддержку Ирану оказывает и Китай, активно вкладывая средства в его экономику. Эксперт из Ирана по вопросам международной политики М. Каземи сделал следующий вывод о приглашении страны в БРИКС: «Членство Ирана в БРИКС пробило большую трещину в стене режима западных санкций, поощряя страны игнорировать запреты и заниматься торговлей с Ираном … Ирану и другим странам необходимо создать альтернативные механизмы, конкурирующие с теми, которые действуют в рамках экономического порядка, возглавляемого США. К счастью, БРИКС серьезно относится к созданию таких механизмов. В случае успеха это может стать доказательством конца глобальной экономической гегемонии Запада»2. Противодействие санкционной политике стран БРИКС декларируется и в заявлениях по результатам саммитов объединения. Включение Ирана в БРИКС подтверждает приверженность данным принципам членов объединения.

Приглашение Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) вызвано масштабным потенциалом данной страны к инвестированию международных проектов. Третья экономика Ближнего Востока – ОАЭ. ВВП составляет 507,5 (номинал) и 828 (ППС) млрд долл.3 Страна демонстрирует высокий уровень приверженности инклюзивным принципам многосторонности.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении Саудовской Аравии – крупнейшей экономики на Ближнем Востоке, занимающей 3 место в мире по добыче нефти. ВВП страны составляет 1 108 (номинал) и 2 150 (ППС) млрд долл.4 Сотрудничество стран БРИКС и Саудовской Аравии стремительно набирает обороты. На повестке дня – использование национальных валют в торговле.

Экономический, торговый, финансовый и энергетический потенциал многостороннего сотрудничества стран БРИКС позволяет заключить, что расширение данного союза будет максимально продуктивным. Расширение объединения окажет содействие укреплению позиций странчленов, а также будет способствовать преодолению существующих противоречий между ними.

Процесс расширения только запущен, а Саудовская Аравия и Египет уже обсуждают возможности перехода на национальные валюты.

По предварительным оценкам, в новом составе БРИКС охватит около 40 % населения Земли. Нацеленность на преодоление неравенства в отношении большинства жителей планеты, являющихся гражданами развивающихся стран, получит значительное продвижение. Президент РФ В.В. Путин, выступая на международной парламентской конференции «Россия – Латинская Америка» заявил: «БРИКС – это такая организация, это не какой-то военный союз, это просто площадка для согласования позиций и выработки взаимоприемлемых решений, основанных на суверенитете, независимости и уважении друг друга… Россия, которая будет председательствовать в БРИКС в 2024 г., сделает всё, чтобы мировое большинство, которое входит в это объединение, чувствовало себя таковым и в отношении своих перспектив развития». Такой подход к реализации идеи расширения БРИКС, безусловно, вызывает раздражение у политических элит стран, которые традиционно стремились к созданию военных союзов и продвигали посредством них свои интересы. Инклюзивный характер объединения БРИКС проявляется сегодня максимально масштабно, что позволяет говорить о системных сдвигах мировоззренческого характера, способствующих преодолению неравенства возможностей в развитии стран, традиционно считавшихся отстающими.

Председательство России в БРИКС в 2024 г. формирует новые возможности для развития стран-участниц, в том числе для продвижения национальных интересов России в этом объединении. Несмотря на то, что официальная столица председательства – Казань, которая примет участников в октябре, встречи в данном формате уже стартовали.
31 января 2024 г. в Москве прошла встреча шерп/су-шерп, в рамках которой замглавы МИД  РФ С.А. Рябков объявил приоритетом российского председательства «выстраивание более справедливого многополярного мира, в котором растущую роль в решении мировых задач будут играть развивающиеся государства»6. Данное заявление, безусловно, политического характера, даёт основание говорить о том, что Россия ставит задачи глобального уровня. Этот же вектор обозначил и министр иностранных дел С.В. Лавров: «Видим в БРИКС оплот, прообраз многополярного мира, формированию которого во имя более светлого и гармоничного будущего для наших народов мы все стараемся содействовать». Дипломат подчеркнул, что Россия придерживается ценностно-смысловых установок, утверждающих значимость признания равноправного диалога суверенных государств как основного инструмента развития объединения на пути к многополярному и полицентричному миру. Продвижение этих ценностей является приоритетом России на протяжении всего периода существования объединения БРИКС, что даёт основания говорить о ведущей роли нашей страны в глобальной трансформации современного мира.
Заключение. Приверженность России инклюзивным принципам развития транслируется в мировое сообщество посредством системных решений по консолидации действий стран БРИКС, образующих сегодня новую мировую силу социально-экономического характера. Ретроспективный анализ становления целей устойчивого развития показывает их инклюзивных характер, направленный на преодоление неравенства. Достижение этих целей не только декларируется членами БРИКС, но и выносится в приоритет взаимодействия. Увеличивается потребность раз вивающихся стран выступать в роли активных субъектов мировой политики и экономики. Её удовлетворение посредством ресурсов БРИКС имеет серьёзное значение для будущего мирового сообщества. Данное объединение продвигает инклюзивные принципы развития стран со дня своего создания, постепенно расширяя и дополняя соответствующий дискурс. Россия активно участвует в данном процессе. Все пятнадцать саммитов БРИКС свидетельствуют об инклюзивности продвигаемых изменений, основанных на признании многосторонности интересов членов союза.

Проблемы инклюзивного роста решаются за счёт системных решений по преодолению неравенства в сфере социально-экономического развития сообществ. Развитие объединения способствует расширению представлений о значимости культурного, политического и экономического суверенитета членов союза как символа их приверженности инклюзивным принципам.

Новый этап развития объединения связан с заявлением о его расширении на XV саммите БРИКС 2023 г., основанном на принципах инклюзивной многосторонности, приверженность которым является необходимым условием приглашения в объединение.

Саммит проиллюстрировал рост востребованности БРИКС. Осмысление перспективы расширения данной структуры позволяет выявить ценностный базис подобных трансформаций, способствующих преодолению неравенства общемирового масштаба. Инклюзивность союза укрепляется приоритетом разнообразия ценностно-смысловых, политико-правовых и социально-экономических условий настоящих и будущих членов БРИКС.

Стоит заметить, что продвижение интересов развивающихся стран не может быть простой задачей. Её реализация связана со множеством трудностей, но проявленная странами приверженность инклюзивным принципам даёт основания заключить, что развитие БРИКС будет способствовать продвижению интересов большинства жителей планеты и приведёт к преодолению неравенства в общемировом масштабе. Синергия действий множества акторов позволит ощутить положительные результаты социально-экономического партнёрства в самой ближайшей перспективе, ещё при жизни современного поколения людей.

Источник: https://disk.yandex.ru/i/CXwvwTlm2J9Iyw

События