Ирина Ярыгина / Проблемы и перспективы сотрудничества БРИКС - ЕАЭС

Ирина Ярыгина / Проблемы и перспективы сотрудничества БРИКС - ЕАЭС

«В условиях усиления геополитических рисков представляется целесообразным идти по пути совершенствования финансовых связей стран – партнёров Российской Федерации в БРИКС и ЕАЭС в целях укрепления места и роли стран в системе мирохозяйственных связей», - Ирина Ярыгина, д.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

В условиях усиления геополитических рисков представляется целесообразным идти по пути совершенствования финансовых связей стран – партнёров Российской Федерации в БРИКС и ЕАЭС в целях укрепления места и роли стран в системе мирохозяйственных связей. В этой связи необходимы согласованные действия, направленные на расширение торговых экономических связей и использования национальных валют в обеспечении международного сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений деятельности сторон является формирование и развитие финансовой инфраструктуры, способствующей реализации экономических интересов БРИКС и ЕАЭС на базе предоставления качественных финансовых услуг экономическим субъектам стран – партнёров: участникам торгового сотрудничества, клиентам и контрагентам кредитно – финансовых институтов и  гибкого отношения к трансграничным операциям, направленным на содействие решению экономических задач.

Международный опыт показал, что развитие сотрудничества на базе торговых площадок стран – участниц мирохозяйственных связей способствует взаимодействию сторон.

Используя опыт ведущих международных финансовых рынков Нью-Йорка, Лондона, Шанхая, Гонконга и Сингапура выделим ключевые характеристики, достижение которых способствует формированию эффективных механизмов финансово – экономических связей:

•   открытые и справедливые финансовые рынки;

•   свободные потоки капиталов и отсутствие валютных ограничений;

•   квалифицированная рабочая сила и гибкое трудовое законодательство;

•   справедливый, открытый, эффективный юридический и регулятивный режим;

•   обоснованный и справедливый налоговый режим;

•    гармонизация регулирования;

• низкие издержки ведения бизнеса (минимальное бюрократическое вмешательство и т.п.);

• высокое качество, доступность и удобство физической инфраструктуры;

• стабильная политическая и экономическая среды

Доминирующими негативными факторами, сдерживающими развитие финансовых связей стран - партнёров, по мнению представителей деловых кругов, является несовершенство законодательства в защите прав собственности и судебная система. Справедливый, открытый, гибкий и эффективный регулятивный режим способствует снижению суверенного риска и обеспечивает благоприятный деловой климат стран – реципиентов международного сотрудничества. Озабоченность  коррупцией, риском экспроприации, чрезмерными ограничениями сдерживает  бизнес- процессы и экономический рост, инвестиционную деятельность, способствующую  созданию рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Справедливая (не дискриминирующая) юридическая система важна для нормальных и предсказуемых торговых, финансовых и банковских операций. Обоснованные и предсказуемые процедуры деятельности и банкротства необходимы для формирования доверия инвесторов и эффективного размещения капитала, так как позволяют субъектам хозяйствования входить на рынок и  управлять ресурсами.

Представители деловых кругов отмечают, что важным препятствием  международного сотрудничества является несовершенство налоговой системы. Обоснованный и справедливый налоговый режим ограничивает неравенство, позволяет генерировать общественные фонды в объеме, достаточном для оказания необходимых общественных услуг; привлекает капитальные инвестиции и работает на достижение общественных целей. Привлекательный налоговый режим обычно характеризуют следующие черты:

▪ баланс между правами налогоплательщиков и налоговым администрированием, чьи полномочия должны быть достаточными для управления и усиления налогового законодательства;

▪ четкое определение общих рамок налоговых процедур, включающие аудит, сбор и организацию работы налоговых органов, в том числе отвечающих особенностям развития налоговой системы стран с формирующимся рынком.

Практика показала, что налоговый режим страны – реципиента международных финансовых отношений учитывает специфику экономической ситуации и стимулирует экономический рост.

Важную роль в формировании стратегии экономических субъектов стран – партнёров на рынках капиталов и услуг играет также оценка финансовых  рисков. Важным направлением работы регуляторов в целях минимизации уровня рисков является совершенствование регулятивных и юридических режимов, демонстрирующих ответственность принимающей стороны по стимулированию международного сотрудничества,  укреплению финансовой стабильности, улучшению функционирования рынков и снижению системного риска. В этой связи целесообразно странах БРИКС и ЕАЭС  гармонизировать основные принципы международной финансовой деятельности, корпоративного управления и пр. с учётом стандартов, рекомендуемых Советом по финансовой стабильности (FSB), которые определяют экономические и финансовые регламенты, способствующие поддержанию устойчивости финансовой системы.

Кроме того, несовершенство городской инфраструктуры сдерживает развитие международных финансовых отношений.. Практика показала, что высокое качество и доступность пространственной инфраструктуры важны для привлечения инвестиций и повышения международной конкурентоспособности участников мирохозяйственных связей. Благоприятный деловой климат способствует экономическому росту, созданию новых рабочих мест, развитию финансовых услуг в национальных валютах.

Расширение использования национальных валют в обеспечении международного экономического сотрудничества БРИКС и ЕАЭС во многом зависит от взаимодействия сторон.

Рост экономического потенциала БРИКС и ЕАЭС, несомненно, будет способствовать наращиванию многостороннего взаимодействия сторон и позволит более эффективно решать практические задачи реализации программ сотрудничества, что создаст дополнительные условия обеспечения стабильности финансовых связей.

Практика показала, что основными стратегическими направлениями работы по формированию международного финансового рынка и развитию сотрудничества на базе использования национальных валют являются:  согласованная денежно-кредитная политика (гармонизация законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля); либерализация движения капитала,  согласованное регулирование в отношении третьих стран; гармонизация банковского законодательства; формирование общего страхового и фондового рынков.

Следует отметить, что степень взаимодействия экономик БРИКС – ЕАЭС в настоящее время достаточна низка -  страны различаются по структуре экономики, по состоянию платежного баланса, по структуре внешней торговли, по проводимой денежно-кредитной политике и пр. Все эти различия необходимо учитывать при разработке концепции сотрудничества БРИКС – ЕАЭС в валютной сфере на ближайшую перспективу.

Целесообразно отметить, что реализация валютной стратегии на основе взаимодействия БРИКС – ЕАЭС в условиях наростания геополитических рисков имеет благоприятные перспективы.. Важно понять, что расширение использования национальных валют БРИКС – ЕАЭС в обеспечении экономического сотрудничества  позволит приблизить перспективу реформирования мировой валютной системы и обеспечит укрепление новых валют в системе мировой экономики.

Оценка степени важности ряда объективных факторов для развития инфраструктуры международных финансовых рынков и возникающих на их основе центров  сосредоточения экономической и финансовой деятельности участников мирохозяйственных связей показала, что надёжность, значимость национальной денежной единицы доминирует в иерархии опроса респондентов. По мнению экспертов,  базис валютной стратегии обеспечивает укрепление использования национальных валют в международных экономических отношениях.

Исследование ожиданий целевых аудиторий относительно создания и развития международных финансовых центров показало, что большинство респондентов определяют ключевой фактор, необходимый для расширения использования национальных валют - размер, значимость национальной экономики страны - реципиента  в международных экономических отношениях. Каждая из стран – членов ЕАЭС и БРИКС обладает фундаментальными основами развития национальной  экономики и лидирует по ряду отраслей в системе мировой торговли, что усиливает их роль в конкурентной борьбе за рынки сбыта и источники сырья в глобальной экономике.

Так, например, по оценкам специалистов ВСЕГЕИ им. акад. А.П.Карпинского, для извлечения востребованных полезных ископаемых нашей стране в период до 2025 г. потребуются инвестиции в объеме около 1118,6 млрд. долл. США. При этом предполагаемые доходы от добычи и реализации полезных ископаемых и первого товарного передела за указанный период могут составить около 3445,0 млрд. долл. США. Развитие месторождений целесооразно осуществлять на базе многостороннего сотрудничества с учётом интересов стран – партнёров. Такой подход позволит в условиях развития программы  международного финансового центра дополнительно привлечь в казну налоговых доходов примерно на сумму свыше 1031,7 млрд. долл.США.

В целях обеспечения экономического роста необходимо эффективно использовать имеющийся в России минерально-сырьевой потенциал и способствовать развитию инновационных технологий, что исключит зависимость страны от мировой политической конъюнктуры.

Кроме того, в целях расширения использования рубля и национальных валют БРИКС и ЕАЭС в международных экономических отношениях целесообразно координировать действия сторон, направленные на: повышение объёма многосторонних  инвестиций в целях модернизации основных фондов, финансирование прикладных исследований, обеспечивающих переход на новые технологии; совершенствование  денежно-кредитных политик центральных банков, направленных на стимулирование кредитования реального сектора экономики, а не на финансовые инвестиции в зарубежные активы. Высокие темпы инфляции, непрогнозируемые колебания обменного курса национальных валют «выталкивают» предпринимателей из бизнеса и не способствуют эффективному управлению текущей ликвидностью. Представляется целесообразным отметить несвоевременный переход Российской Федерации к «свободному плаванию» российского рубля, который должен быть обусловлен многофакторным процессом устойчивого развития экономики.   Оценка мирового опыта показала, что политические решения не могут быть успешно реализованы в сжатые сроки из-за слабости или институциональной отсталости финансового сектора, высокого потенциала системных рисков, недостаточно благоприятной макроэкономической ситуации.

Как свидетельствует зарубежный опыт, пруденциальные меры центрального банка, нацеленные на стабилизацию положения в национальной банковской системе и покупательной способности национальных валют в системе международных кредитных и финансовых отношений, могут стимулировать внутренний и внешний спрос на нее и способствовать развитию финансового рынка. В этих целях центральные банки стран с формирующимся рынком используют следующие инструменты: 

•   лимиты чистых инвестиционных позиций финансовых институтов;

• более жесткие требования к кредитам, номинированным в иностранной валюте, по сравнению с кредитами, номинированными в национальной валюте;

• более строгие нормативы рисков инвалютной ликвидности по сравнению с международными стандартами;

• введение жестких лимитов на разрывы в валютах пассивов и активов или разрывов в их срочности;

• завышенные капитальные требования (как по величине капитала, так и по его достаточности) по сравнению с международными стандартами;

• дополнительные требования по резервированию на возможные потери по ссудам и приравненным к ним активам;

• использование мер контр - циклического регулирования.

Исследование перспектив формирования финансового центра БРИКС - ЕАЭС позволило выделить наиболее важные условия совершенствования конкурентоспособности «масштабного» финансового рынка стран – участниц и  институциональные проблемы банковских систем стран – членов. В целях повышения спроса на национальные валюты, обеспечивающие функционирование финансового рынка БРИКС - ЕАЭС незамедлительного решения требуют проблемы, связанные с высокой степенью концентрации банковского бизнеса в банках с высокой долей государственного участия (Сбербанк РФ, группа ВТБ в России), структурной слабостью рынка межбанковского кредитования, высоким уровнем «плохих кредитов». Решение этих проблем возможно с учётом коррекции подходов к формированию резервной политики банков, когда банк опирается на собственное профессиональное суждение о рисках по ссудам и самостоятельно обосновывает оценки кредитного риска. Мировой опыт показал, что решение таких проблем способствует эффективной деятельности кредитных институтов.

По нашему мнению, развитие международных финансовых отношений и формирование глобального финансового центра БРИКС - ЕАЭС во многом зависит от политики стран – членов, направленной на ключевые факторы успеха - обеспечение привлекательности инвестиционной политики и высокое качество, доступность и удобство финансовой инфраструктуры.

Росту спроса участников мирохозяйственных связей на валюты БРИКС и стран ЕАЭС будут способствовать благоприятные условия прямого финансирования. В свою очередь, в целях сохранения и развития конкурентных преимуществ стран БРИКС и ЕАЭС необходимо формирование стратегии развития международного финансового центра на период до 2030 г. и поступательная её реализация. Документ должен предусматривать расширение биржевой торговли, повышение требований к порядку функционирования торговых площадок, усиливать личную ответственность сотрудников исполнительных органов бирж, закрепление исключительно за биржами полномочий по допуску ценных бумаг к торгам, повышение требований к профессиональным участникам рынка, приближение российских стандартов их деятельности к международной практике.

В результате реализации такой стратегии торговые площадки БРИКС и ЕАЭС получат ряд преимуществ, в том числе:

  • улучшение условий привлечения нужного финансирования национальными компаниями, а инвесторы – расширение перечня доступных для инвестирования инструментов. Для привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций региональным компаниям не потребуется проходить ныне действующие сложные процедуры, что будет способствовать сокращению издержек, (комиссии, выплачиваемые компаниями и банками);
  • противодействие внешним шокам благодаря углублению и повышению эффективности финансовых рынков стран - членов;
  • расширение возможностей государств и монетарных властей по координации  регулирования финансового сектора, в том числе для стимулирования экономического роста, снижения системных рисков и обеспечения прозрачности деятельности рыночных агентов;
  • улучшение возможностей для экспансии национального бизнеса на рынки других стран (снижение издержек, связанных с приобретением активов в других странах, расширение возможностей финансирования подобных сделок);
  • превращения стран из плательщиков ренты за услуги финансового посредничества в получателя такой ренты (финансовая маржа и комиссионные доходы за посредничество, сеньораж от дополнительной эмиссии национальных  валют и пр.);
  • формирование современных механизмов трансформации сбережений населения, компаний и государства в эффективные и долгосрочные отечественные капиталовложения, в том числе в развитие пространственной инфраструктуры.

            В целях содействия развитию международного финансового центра БРИКС – ЕАЭС представляется целесообразным:

            на уровне законодательной власти:

  • совершенствование законодательных основ, регулирующих финансовую сферу;
  • упорядочение процедуры регистрации субъектов на территории международного финансового центра – торговых площадках БРИКС - ЕАЭС;
  • предоставление льгот и преференций для создания комфортного налогового климата для субъектов хозяйствования БРИКС - ЕАЭС;
  • совершенствование визового режима и трудового законодательства.

На уровне исполнительной власти:

  • учреждение государственного ведомства, ответственного за формирование институциональных основ международного финансового центра БРИКС-ЕАЭС;
  • совершенствование пространственной инфраструктуры;
  • упорядочение принципа мониторинга и взаимодействия финансовых рынков и банковских систем стран - членов;
  • повышение уровня открытости и прозрачности финансово-банковских  систем.

Первоочередными направлениями реализации стратегии являются:

  • создание эффективной финансовой инфраструктуры стран – участниц ЕАЭС - БРИКС, в том числе формирование совместных коммуникационных сетей;
  • совершенствование судебных систем;
  • поддержка конкурентной среды, прежде всего в сферах банковского и финансового бизнеса;
  • диверсификация и повышение качества финансовых услуг;
  • стимулирование формирования конкурентного рынка квалифицированной рабочей силы, соответствующей международным стандартам;
  • осуществление ясной долгосрочной экономической политики;
  • не коррумпированное и эффективное администрирование бизнеса;
  • развитие национальных финансовых институтов, способных конкурировать с ведущими мировыми банками;
  • организация работы товарно-сырьевого и денежного рынка.

В целях эффективного решения вопроса оптимизации экономического сотрудничества БРИКС - ЕАЭС целесообразно идти по пути стимулирования экономического взаимодействия сторон. В свою очередь, возможными моделями оптимизации денежного рынка и  расширения использования национальных валют в международных расчётах является  валютное объединение стран – участниц региональных валютно – финансовых операций, опирающееся на взаимную фиксацию курсов, используемых в обращении национальных валют с созданием общего центра, координирующего денежно-кредитную и валютную политику стран-участниц, но с сохранением национальных центральных банков, передающих в рамках межгосударственных соглашений часть функций   координирующему центру. По нашему мнению, такое администрирование взаимодействия сторон представляет интерес для развития валютных отношений стран - партнёров и расширения использования их национальных валют в мировой экономике.

 

Укреплению использования национальных валют субъектами хозяйствования в условиях реализации гибкого подхода к обеспечению потребностей экономических субъектов будет способствовать:

 

  • углубление емкости потенциального рынка и его товарной структуры;
  • укрепление ресурсной базы (наличие топливно-энергетических, трудовых, технологических, инвестиционных ресурсов);
  • создание благоприятных условий сотрудничества субъектов экономического роста: бизнеса и государства;
  • совершенствование социально-экономической и институциональной среды для экономического роста стран - членов;
  • унификация регулирования деятельности субъектов хозяйствования и инструментов финансирования.

Переход к согласованной финансовой политики сторон в условиях формирования и развития глобального финансового центра БРИКС – ЕАЭС будет способствовать эффективности торгово-экономического сотрудничества, увеличению объёмов взаимной торговли, повышению уровня занятости населения.

Мировой опыт показал, что качество политики и методы, которыми осуществляются преобразования финансово – экономических систем, более важны, чем количество институтов, связанных с преобразованиями; стратегия партнёрства стран и их экономических субъектов в рамках региональных объединений создает условия для совместного использования финансовых ресурсов в доминирующих валютах; в случае отказа государств от координации структурных преобразований экономики, возникает угроза расширения деятельности неформальных (криминальных) структур; успех системных преобразований зависит от способности сторон  адаптировать субъектов хозяйствования к унифицированным принципам деятельности; частным банкам, в том числе совместным, в рамках реализации совместных программ сотрудничества, необходимо поддерживать, прежде всего, деятельность субъектов хозяйствования на региональном уровне; либерализация краткосрочного капитала должна осуществляться под наблюдением национальных фискальных и валютных институтов; оптимизация  платежной системы в национальных валютах может способствовать развитию многостороннего клиринга и совершенствованию системы международных расчетов, что, в свою очередь, укрепит конвертируемость национальных валют в безналичной форме и ускорит их использование в системе мировых экономических отношений.

         В целях эффективного развития финансовой инфраструктуры, рынков продуктов, услуг, частного предпринимательства необходимы согласованные преобразования, технологизация банковского дела, консолидация экономического капитала кредитных институтов, что также способствует расширению сотрудничества финансовых систем и экономических субъектов БРИКС - ЕАЭС.

В рамках формирования и развития глобального финансового центра БРИКС  -  ЕАЭС целесообразно идти по пути:

  • приобретения долей (акций, паев) в уставном капитале банков (корпораций) стран - партнёров;
  • образования новых банков путем слияния со структурами стран – партнёров или формирования стратегического альянса, который является оптимальным сочетанием системы бизнесов;
  • совместного финансирования корпоративного бизнеса в национальных валютах БРИКС и ЕАЭС, а также реинвестирования прибыли стратегических альянсов на территории принимающих стран, что углубит деятельность хозяйствующих субъектов;
  • разработки унифицированной методики отчетности инвестиционной деятельности стратегических альянсов, функционирующих на территории БРИКС и ЕАЭС;

Стимулирование деятельности совместных корпораций,  лизинговых компаний с участием банков БРИКС – ЕАЭС, включая межгосударственные банки с участием БРИКС – ЕАЭС будет способствовать развитию технологического обеспечения сотрудничества и расширению рынка.

Участие банков в совместном льготном финансировании инновационных и наукоемких проектов, социально – экономических программ защиты окружающей среды, развития инфраструктуры, транспорта, медицинского обслуживания, поддержки предприятий малого и среднего бизнеса создаст условия безопасной деятельности субъектов.

Модернизация производства, машиностроения, энергетики и пр. в рамках совместного использования межгосударственных синдицированных кредитных линий и частно – государственного партнёрства будет способствовать интернационализации национальных валют.

В свою очередь, частно – государственное партнёрство субъектов хозяйствования  стран – партнёров предполагает предоставление налоговых, страховых и прочих  преференций для реализации проектов, в результате которых осуществляется творческая идея, нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной или иной области, связанной с новыми идеями, изобретениями, открытиями. Предлагаемые меры будут способствовать расширению использования национальных валют в обеспечении экономического сотрудничества стран – партнёров  и укрепит тенденцию формирования и развития международного финансового центра БРИКС –ЕАЭС в системе мировых финансовых отношений.

 

Список литературы:

  1. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ. Изд-е 2-е, доп. и переработанное. СПб, 2008.
  2. Концепция создания международного финансового центра в РФ (одобрена Правительством РФ 5 февраля 2009 г.). URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/
  3. The Key Building Blocks Of World Class Financial Centers // Securities industry association // http: www. sia.com
  4.  Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 №2043-р). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  5.  Социологическое исследование по изучению ожиданий целевых аудиторий относительно создания и развития международного финансового центра. М.: Финуниверситет. 2011.
  6. Атья О., Швезингер Х. Региональные финансовые центры и их роль в привлечении инвестиций. Франкфурт-на-Майне и Москва. URL: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=1700.
  7. Ведев А.Л. и др. Структурная модернизация финансовой системы России: резюме аналитического доклада. М.: Банк Москвы, ИНСОР. 2010. – 32 с. URL: http://www.vedi.ru/macro_r/macro7510_rez.pdf.
  8. Гринберг Р.С., Глазьев С.Ю., Миркин Я.М. и др. Стратегические ориентиры экономического развития России: Науч. доклад. СПб.: Алетейя, 2010. 664 с.
  9. Симина Е.Л. Механизмы и проблемы валютно-финансового взаимодействия россии на пространстве СНГ // Автореф. дис ... канд. экон. наук: 08.00.10. - M, 2007. – 16 с.
  10. Мухаметшина Ф.М. ЕврАзЭС: перспективы формирования общего финансового рынка и валютной интеграции // Бизнес-Вестник Востока, 11 марта 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=468044&soch=1 (дата обращения 26.09.2010)
  11. Ярыгина И.З. Банковские системы и банки в условиях глобализации, Финуниверситет, 2011.349 с.
  12. Yam J. Competition and cooperation among global and regional financial centers. Speech on 9 May 2008. URL: http://www.bis.org/review/r080514c.pdf.
 

The Key Building Blocks Of World Class Financial Centers // Securities industry association // http: www. sia.com

 

Мухаметшина Ф.М. ЕврАзЭС: перспективы формирования общего финансового рынка и валютной интеграции // Бизнес-Вестник Востока, 11 марта 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=468044&soch=1 (дата обращения 26.09.2010)

Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ. Изд-е 2-е, доп. и перераб. – СПб, 2008.

Симина Е.Л. Механизмы и проблемы валютно-финансового взаимодействия россии на пространстве СНГ // Автореф. дис ... канд. экон. наук: 08.00.10. - M, 2007. – 16 с.

События