Эксперты НКИ в спец-выпуске журнала Вестник международных организаций «БРИКС в глобальном управлении»

Эксперты НКИ в спец-выпуске журнала Вестник международных организаций «БРИКС в глобальном управлении»

 

Трансформация БРИКС в институт глобального управления в столь короткий срок вдохновила редакторов и авторов настоящего номера Журнала. Многие статьи были первоначально представлены и обсуждались на конференции «Группа БРИКС в центре внимания», организованной университетом г. Парма в ноябре 2014 г. Редакторы и авторы надеются, что их анализ и размышления о БРИКС, представленные в настоящем номере, помогут лучше понять роль данного объединения в системе глобального управления и станут основой для идей по будущей повестке дня БРИКС.

Киртон Д. Д.

Анализ причин успешности саммитов БРИКС

2015. Т. 10. № 2. С. [содержание номера]

Анализ деятельности БРИКС со старта процесса на полях саммита «Группы восьми» на Хоккайдо в 2008 г. до встречи «Группы двадцати» в Брисбене в ноябре 2014 г. указывает на значительный успех БРИКС, в качестве института сотрудничества, затрагивающего все более широкий круг вопросов, как в отдельном формате, так и в рамках «Группы двадцати», где объединение выступает от имени всех развивающихся стран.. Подобный успех в значительной степени объясняется неспособностью международных институтов поколений 1933-1945 гг. и 1975 г. обеспечить ведущим развивающимся странам равноправное положение и, таким образом, ответить на новые вызовы в финансовой и других сферах, возникающие с 2008 г. БРИКС является многосторонним институтом, развивающимся по таким параметрам как: уровень участия, членство, повестка дня и интенсивность взаимодействия. Показатели эффективности саммитов БРИКС демонстрируют стабильный рост по многим измерениям глобального управления. Среди причин роста эффективности БРИКС можно отметить неспособность организаций, зародившихся в 1940х гг., Хайлигендаммского процесса в рамках «Группы восьми» и первых двух саммитов «Группы двадцати» предоставить крупным развивающимся странам равные права, уровень ответственности и влияние, соответствующие их растущим относительным возможностям и увеличивающейся степени открытости, которые были востребованы для ответа на новые вызовы в меняющемся мире. Еще одной причиной стала усиливающаяся институционализация БРИКС в качестве компактного, ограниченного определенным кругом членов, клуба, в котором рациональные стимулы к сотрудничеству медленно трансформировались в личные связи между участниками.

Морозкина А. К.

Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре

2015. Т. 10. № 2. С. [содержание номера]

 

Статья посвящена поиску ответов на вопрос, будет ли Новый банк развития способствовать повышениюроли группы БРИКС в глобальной финансовой архитектуре и развитию стран-членов. На основе сравнения сключевыми многосторонними институтами развития (Всемирный банк, Азиатский, Африканский и Меж -американский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития) и национальными банкамиразвития стран БРИКС делается вывод о том, что цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов дляпроектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работусуществующих институтов. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимыминститутом развития для стран-членов, в первую очередь путем реализации именно многосторонних про-ектов стран БРИКС в указанных областях. Также в статье анализируется текущая роль стран БРИКС вмировой финансовой архитектуре и потенциал ее повышения, который заложен в Новом банке развития.Во-первых, в новом финансовом институте страны БРИКС будут совместно определять размер и на-правление финансовой помощи третьим странам, а во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельноопределять условия предоставления кредитов, в отличие от Бреттон-Вудских институтов, в которыхроль стран БРИКС не соответствует их положению в мировой экономике. Делается вывод о том, чтостраны БРИКС с созданием банка создали потенциал изменения текущей системы финансирования раз-вития, в частности, условий предоставления финансирования и контроля результатов и, таким образом,повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре.

 

Панова В. В.

Проблемы безопасности и перспективы саммита БРИКС в Уфе

2015. Т. 10. № 2. С. [содержание номера]

 

Группа БРИКС возникла сравнительно недавно и перспективы ее развития в качестве сообщества стран-единомышленников все еще продолжают вызывать весьма бурные споры. И хотя наличие общих целей вобласти реформ международной финансовой и экономической системы не вызывает сомнений у наблю-дателей, вопросы безопасности для БРИКС пока остаются чем-то весьма неопределенным. Между темРоссия, которая в 2015 – начале 2016 г. председательствует в БРИКС, в первую очередь стремится ктому, чтобы наконец-то превратить эту группу из просто платформы для дискуссий в полноценный ме-ханизм экономического и политического сотрудничества. При этом проблемы мира и безопасности вы-зывают определенные разногласия между государствами-членами. Это обусловлено самыми разными фак-торами – географическим и геополитическим расположением, различными политическими традициями,разным политическим статусом на международной арене, тесными экономическими и политическимисвязями и сложными формами сотрудничества/соперничества с развитыми странами Запада, а такжеразличиями в понимании и продвижении собственных глобальных целей и приоритетов. В данной статьерассматривается эволюция взглядов России на важность БРИКС и ее место в иерархии российской внеш-ней политики, а также уделяется более пристальное внимание проблемам политической безопасности,международного права и глобального управления. Одновременно автор показывает, что хотя некоторымиз этих проблем будет уделяться меньше внимания в силу того, что они являются актуальными лишь длянекоторых участников группы (например, борьба с наркотиками, морская безопасность или региональ-ные конфликты), а к другим следует подходить с точки зрения наименьшего общего знаменателя (напри-мер, реформа Совбеза ООН или нераспространение оружия массового поражения), страны БРИКС по-прежнему находят все новые сферы для сотрудничества и предпринимают небольшие, но уверенные шагипо направлению к созданию полноценного механизма для координации своих действий. Дополнительнуюответственность на БРИКС возлагает тот факт, что взаимодействие между ее членами и их дости-жения в сфере реформы глобального политического и экономического управления большинством развиваю-щихся стран рассматриваются как альтернатива доминированию государств с развитой экономикой икак новая модель равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

 

Дейч Т. Л.

Региональная политика БРИКС в Африке

2015. Т. 10. № 2. С. [содержание номера]

 

В статье анализируются проблемы взаимоотношений нового международного актора – БРИКС – состранами Африки. Автор ставила задачу определить политические и экономические интересы в Афри-ке как БРИКС в целом, так и каждой страны-члена, рассмотреть различные аспекты сотрудничестваБРИКС с Африкой и оценить их влияние на африканские экономики и африканское развитие.Внимание БРИКС к Африке обусловлено важной ролью африканского ресурсного потенциала, успе-хами африканских экономик и растущим политическим весом Африки в международных отношениях.На примере Африки БРИКС рассчитывает продемонстрировать преимущества сотрудничества в рам-ках Юг – Юг. Африканская «повестка дня» БРИКС предусматривает содействие странам континентав решении таких проблем, как устойчивое развитие, энергетическая и продовольственная безопасность,взаимовыгодная торговля, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, технологии и инновации,здравоохранение, образование, ответы на кризисы и конфликты. Все эти проблемы жизненно важны дляАфрики. Торговля Африки с БРИКС растет быстрее, чем ее торговля с традиционными партнерами и чемторговля стран БРИКС друг с другом. Страны БРИКС являются значимыми донорами и инвесторами длястран континента. В фокусе их внимания – африканская инфраструктура. В арсенале методов политикиБРИКС важную роль играет «мягкая сила»: БРИКС активно участвует в сферах здравоохранения и об-разования стран Африки, в передаче им технологий, инноваций и опыта. Китай лидирует в вопросах фи-нансовой помощи и инвестиций. Приоритетная сфера деятельности Индии – новые технологии и услуги.Наращивает сотрудничество с Африкой и Бразилия, использующая в своей политике связи, существующиемежду португалоязычными странами. Сфера ее особого внимания – сельское хозяйство. Россия уступаетдругим членам БРИКС по объему сотрудничества с Африкой, однако в последние годы положение меняет-ся. РФ участвует в международных программах помощи Африке; на континенте действуют российскиекомпании. Новый член БРИКС, Южная Африка, позиционирует себя как региональный лидер Африки, «во-рота» на континент. Ее преимущества – богатые ресурсы, сильный финансово-банковский сектор, прак-тический опыт региональной экономической интеграции. Страны БРИКС сближает заинтересованностьв создании справедливого демократического мирового порядка; они вносят заметный вклад в решение проб-лем африканской безопасности. Все страны БРИКС участвуют в миротворческих миссиях ООН на кон-тиненте. Внимание к нуждам Африки, растущая экономическая помощь, не обремененная политическимиусловиями, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организацияхсделали БРИКС привлекательной для африканцев альтернативой Западу. Хотя пока страны БРИКС вы-ступают в Африке в роли конкурентов, они стремятся к налаживанию сотрудничества, а их растущийвклад в развитие африканской экономики находит положительный отклик на континенте.

 

Шубин В. Г.

ЮАР в БРИКС: последняя по очереди,но не по важности

2015. Т. 10. № 2. С. [содержание номера]

 

Южная Африка присоединилась к БРИКС в 2011 г., через два года после создания данного блока. Это ре-шение было принято в русле основных принципов внешней политики страны, разработанных первым де-мократическим правительством ЮАР, которое рассматривало БРИКС как ассоциацию независимыхгосударств-единомышленников, а также политическую и моральную силу, способную изменить мир.С другой стороны, принимая в свои ряды одну из ведущих стран африканского континента, четы-ре действующих члена БРИКС стремились устранить географический разрыв и заручиться поддержкойстраны, пользующейся высоким моральным авторитетом и играющей важную роль в поддержании мираи разрешении конфликтов.С помощью БРИКС ЮАР планировала достичь ряда целей на различных уровнях: от решения проблембедности, неравенства и создания рабочих мест на внутреннем рынке труда до получения согласованногосодействия стран – членов БРИКС Африке и обеспечения более широкой поддержки процесса реформиро-вания международных финансовых институтов и Организации Объединенных Наций.Автор статьи анализирует, в какой степени эти планы были реализованы за последние четыре годачленства ЮАР в БРИКС, и приходит к заключению, что ЮАР пусть и является последним вступившим вБРИКС членом, но никак не наименее важным.

 

http://iorj.hse.ru/2015-10-2/152402164.html

События