Новые перспективы БРИКС и ШОС

Новые перспективы БРИКС и ШОС

О перспективах БРИКС и ШОС рассуждают Александр Айвазов, независимый аналитик, преподаватель Школы здравого смысла при КТ ВИИЯ КА, и Александр Новиков, эксперт Фонда содействия общественной дипломатии.

Время многополярного мира
200 лет тому назад страны (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР (Капская колония), главы которых собрались этим летом на саммите в Уфе (Россия), создавали, по данным британского экономиста Ангуса Мэдисона, более половины мирового валового продукта (МВП), в то время как Европа с Америкой производили примерно четверть МВП.

На данный момент страны G-7 (США, Великобритания, Германия, Англия, Канада, Япония, Франция, Италия) и БРИКС создают почти по трети МВП (G-7 – 32,19%, БРИКС – 30,14% по паритету покупательной способности – ППС). Однако G-7 охватывает только 10,4%, а БРИКС – 42,6% населения земного шара. Китайские ученые на основе расчетов А. Мэдисона сделали прогноз, в соответствии с которым к 2030 году уже страны БРИКС будут создавать более половины МВП, в то время как доля стран G-7 опять уменьшится до четверти.

Интересно, что доля стран Запада в настоящее время в мировом экспорте составляет менее трети, в то время как их доля в мировом импорте примерно две трети, а у стран незападных цивилизаций все наоборот: экспорт превышает две трети мирового экспорта, в то время как импорт чуть больше трети. Этот дисбаланс, покрываемый бумажными «фантиками» (долларами), свидетельствует о неэквивалентности обмена между Центром (золотой миллиард) и периферией в мировой экономике, благодаря которому Центр обеспечивает высокий уровень жизни своему населению – золотому миллиарду, а периферия, создающая большую долю реальных ценностей, продолжает прозябать в нищете и отсталости. С другой стороны, общая внешняя задолженность стран БРИКС составляет всего 2,5 трлн долларов, или 3,75% от внешней задолженности всех стран мира, а внешняя задолженность стран G-7 в 18 раз выше (45 трлн долларов) и составляет 63,9% от общей задолженности всех стран земного шара.

Государства БРИКС выступают независимым от Pax Americana альтернативным Центром силы, вокруг которой формируется своя собственная периферия. И в отличие от однополярной мир-системы Pax Americana, единоличным лидером которого являются США, а Центром – G-7, БРИКС выступает в качестве прообраза будущего многополярного мира, в котором нет явного лидера, навязывающего свою волю всем остальным, где все вопросы решаются консенсусом и никто никому не навязывает своих решений, уважительно относясь к мнению партнера, продиктованному иными цивилизационными и историческими основаниями.

БРИКС
Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнёрства, одобренные лидерами БРИКС на саммите 2015 года в России, содержат в себе договорённости по развитию объединения, укреплению его международного статуса, предусматривая комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций, технологических обменов. Положено начало практической работе финансовых институтов БРИКС – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. При участии стран БРИКС формируется Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в 100 млрд долларов, Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долларов и т. д., призванные придать новый импульс развию мировой экономики.

Новый банк развития БРИКС откроет путь для реализации в рамках БРИКС крупных проектов. Бразилия предлагает строительство межокеанского железнодорожного коридора, соединяющего бразильский порт Паранагуа с чилийским тихоокеанским портом Антофагаста. У России – проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Индия продвигает проект строительства железной дороги Мисоре – Бангалор – Ченнай, а также шестиполосной автомагистрали и моста в штате Бихар. У Китая – проект «Великого шелкового пути». ЮАР предлагает строительство высокоскоростной железной дороги Дурбан – Йоханнесбург. Большой интерес имеется и к реализации проектов в энергетике, авиации, машиностроении. Реализация всех этих и других подобных проектов позволит странам БРИКС осуществить поддержку и развитие своего национального бизнеса и избежать зависимости от западного финансового капитала (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК), что приведет к ускоренному росту их экономик, а также повышению уровня благосостояния населения стран БРИКС.

Для БРИКС очень важно перехватить инициативу в сфере торговли энергоресурсами: нефтью, газом и т. д., в которых господствует американский спекулятивный капитал. Как известно, президент России Владимир Путин даже предложил учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран объединения, на проведение комплексных исследований и анализ мировых рынков углеводородов. В составе ассоциации предлагается создать резервный банк топлива и институт энергетической политики БРИКС.

Для наращивания обменов в области образования и науки на базе лучших вузов стран БРИКС будет создан сетевой университет БРИКС, впервые прошли Гражданский, Парламентский и Молодёжный форумы БРИКС, заседания которых станут в будущем регулярными.

ШОС
Если БРИКС – это союз цивилизаций, то ШОС – это, наоборот, объединение конкретных государств, расположенных на огромной территории Азии и Евразии, созданное и развивающееся по инициативе Китая. В 2015 году на Уфимском саммите состав стран – участниц ШОС увеличился до восьми за счет принятия Индии и Пакистана; в состав наблюдателей вошли Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей Бангладеш, Египет и Сирия; а партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Таким образом, в работе ШОС на настоящий момент в той или иной форме принимают участие 21 государство мира с Азиатско-Евразийского континента, население которых составляет половину населения нашей планеты, а территория охватывает примерно треть земной суши, к тому же в этих странах создается более трети МВП. Дальнейшие перспективы территориального развития ШОС видятся за счет изменения статуса внутри организации (наблюдатели будут становиться государствами-участниками, кандидаты – наблюдателями, партнеры по диалогу – кандидатами в наблюдатели), а также вовлечения новых партнеров из Азии по диалогу со странами ШОС.

Паралельно развитию Шанхайской инициативы происходит реализация китайского проекта «Один путь, один пояс» – «Экономический союз Шелкового пути» и «Морской шелковый путь». Он ориентирован на усиление торговой привлекательности Китая и роста его влияния далеко за пределами Азии. При этом китайские партийные СМИ заявляют, что «без участия России Шелковому пути не бывать». В рамках недавно прошедшего в КНР Пекинского международного экономического форума – Beijing International Economic Forum был подписан меморандум о создании российско-китайского альянса «Шелковый путь».

Этот китайский проект стал логическим завершением поисков китайского руководства дальнейших путей экономического роста. Связано это с тем, что развитие китайской экономики очень быстро уперлось в ограниченные возможности внутреннего потребления, которое несопоставимо с уровнем сверхпотребления наиболее богатых стран мира, из-за чего темпы роста китайской экономики в условиях мирового экономического кризиса продолжают снижаться.

Идея возрождения на современной основе Великого шелкового пути, обеспечивавшего процветание Китая в средние века, состоит в реализации инфраструктурных проектов по развитию огромных территорий Азии и Евразии. С одной стороны, строительство сверхскоростных железных дорог и автобанов позволит не только соединить в единое экономическое пространство всю азиатскую территорию, но и соединить бурно развивающиеся Восточную и Юго-Восточную Азию с зажиточной Европой через слаборазвитые, но густонаселенные просторы Центральной Азии и Ближнего Востока. Строительство сверхскоростных железнодорожных магистралей и современных автобанов сократит время доставки товаров до одной-двух недель, что приведет к значительному снижению транспортных расходов.

Проект предполагает не столько возрождение самого Великого шелкового пути, сколько создание Экономического пояса Шелкового пути, после завершения строительства которого он будет соединять Азию, Европу и Африку в единую экономическую зону бурного развития. Сеть инфраструктурных проектов создаст крупнейший в мире экономический пояс развития с объемом производства не менее 20 трлн долларов, покрывающий население в 4,5 млрд человек.

В данном контексте Единая энергетическая сеть ШОС могла бы заняться организацией строительства нефте- и газопроводов, электрических сетей, атомных и гидроэлектростанций. Создание энергетических сетей позволило бы загрузить огромные мощности как России, так и других стран ШОС заказами на изготовление труб, газо- и нефтеперекачивающего оборудования, атомных станций и многого другого. Сопряжение Экономического пояса Шелкового пути и общей системы энергетических сетей для стран ШОС позволило бы создать матрицу ускоренного развития экономически слаборазвитой материковой части Азиатского континента, что неизбежно ускорит переход от Американского к Азиатскому циклу накопления капитала.

Еще одним направлением сотрудничества азиатских государств, и в первую очередь России, Китая и Индии, могло бы стать разрушение монополии США в микропроцессорной технике и IT-технологиях. Нужно только поставить перед собой такую цель и объединить усилия в этом направлении, ведь это технологии не только V, но и VIТУ, которым принадлежит будущее.

В настоящее время главная задача ШОС через установление стабильных добрососедских отношений создать необходимые условия для бурного экономического развития континентальных стран Азии и строительство экономического коридора со странами Европы и Африки. Реализация проекта «Шелковый путь» с участием России в контексте развития ШОС позволит сформировать эффективную систему обеспечения евразийской безопасности, взаимодействия и сотрудничества государств Евразии. Географический охват составит 65 стран с населением 4,4 млрд человек.

http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/6172.html

События