Сергей Лавров / БРИКС – идеальная «площадка» для налаживания многостороннего сотрудничества по проблемам воды

Сергей Лавров / БРИКС – идеальная «площадка» для налаживания многостороннего сотрудничества по проблемам воды

«Если брать за исходную точку мировосприятия тезис, что в нашем мире ничто не возникает, не бывает случайным, то невольно обращает на себя внимание,  что (независимо от движущих мотивов и обстоятельств) группа стран БРИКС объединила в своем формате многие крупнейшие страны-обладатели водно-ресурсным потенциалом в мире: Россию, Бразилию, Китай, Индию», - Сергей Лавров, к.и.н., Советник Департамента внешних связей "Внешэкономбанка" 

    На долю одной России приходится треть всех мировых запасов пресной воды, доступной к использованию. На территории России находится одно из чудес природы - озеро Байкал - уникальный источник чистой пресной воды. Объем воды в озере 23 тысячи куб.км. (столько же, сколько во всех пяти Великих озерах Северной Америки). Это 20% всех запасов пресной воды на Земле и 30% российских запасов, не считая ледников.*1  

Байкальская вода исключительно чиста. Соленость ее составляет 120-130 мг/кг, что в два-три раза ниже, чем в большинстве рек и озер России, и ее можно считать мировым эталоном чистоты. Байкал - бесценный бриллиант, который судьба подарила России. Это национальное достояние может обеспечить России особый голос в мире, но одновременно налагает и особую ответственность.*2

Чистая питьевая вода становится ценным товаром. Так, например, индустрия продажи бутилированной питьевой воды - одна из самых быстроразвивающихся в мире. Ежегодно продается свыше ста миллиардов литров воды, в основном, в пластиковой расфасовке. Прибыли в этой отрасли уже достигают одного триллиона долларов в год - это 40% прибыли нефтяных компаний и больше прибыли фармацевтических фирм. По мнению некоторых экспертов, торговать водой скоро будет так же прибыльно, как нефтью.*3

По оценкам экспертов в ближайшей исторической перспективе запасы пресной воды, обладание ими, станут таким же значимым и востребованным фактором мирового развития как торговля энергоресурсами, в частности, углеводородами.

Ведущими аналитиками мира отмечается и другое: в мире ведется жесткая, можно даже сказать – жестокая борьба за контроль над глобальными ресурсами планеты.*4 Кстати, так ли случайно, что в ряду ведущих, действующих повсюду в мире, в т.ч. в Евразии, гео-изыскательских структур прочно обосновались компании Канады, Австралии, Великобритании и собственно США?

И знаменитая яркая аллегория о «мишке в Сибири», обрисованная Президентом РФ В.В.Путиным в одном из недавних его выступлений, едва ли умозрительный отвлеченный образ, не навеянный никакими фактами реально осуществляемой «заклятыми партнерами» России политики или планами в отношении нашей страны  

Даже беглый анализ информации по водной проблематике показывает, что за последние 15 лет эта сфера мировых отношений интенсивно обрастает инфраструктурой изучения, выработки концепций и критериев поведения государств,  внедрения согласованных рекомендаций. Ведущую роль в процессах координации международных усилий играют специализированные структуры и учреждения под эгидой ООН, такие влиятельные многосторонние и неправительственные организации как Всемирный Водный Совет (создан в 1996 году, штаб-квартира в Марселе), Глобальное Водное Партнерство (образован в 1996 году, штаб-квартира в Стокгольме), Международный институт управления водными ресурсами, Шведский международный институт по проблемам воды и т.д. 

Однако при этом российские эксперты отмечают целенаправленные попытки западных стран добиться монопольного положения на «водных» рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой, использовать существующие международные структуры, в т.ч. МВФ и Всемирный Банк, для укрепления своего влияния и установления контроля над водохозяйственной политикой стран-партнеров.*5

Странам БРИКС нельзя упускать исторический шанс проявить инициативу, они достойны подать пример формирования разумных и справедливых правил в сфере международного оборота водных ресурсов, ответственного отношения к воде. Было бы только естественным, чтобы именно страны – члены БРИКС играли ведущую роль в формулировании, определении понятных для всех принципиальных подходов и практик по различным аспектам управления водными ресурсами и водопользования, исходя из того, что вода – это один из ключевых элементов для выживания человечества, и одновременно (как продовольствие, источники тепла и энергии) продукт, имеющий конкретную  рыночную стоимость.

Более того, к проявлению странами БРИКС инициативы по воде подталкивают приоритеты устойчивого развития самих этих стран – для Китая, Индии, Бразилии острейшим императивом является существенное улучшение доступа населения к чистой питьевой воде. Для всех наших стран, богатых гидроресурсами, остро стоит и проблема водосбережения. Практически во всех странах БРИКС государство, государственные институты в экономике и финансах играют существенную роль, многие страны группы успешно извлекают пользу из развития смешанной или конвергентной модели экономики, сочетающей участие государства в экономике с рыночными принципами хозяйствования. Возможно, поэтому именно страны БРИКС сумеют найти оптимальную формулу сочетания государственного участия, неизбежного для такой социально-значимой отрасли как водообеспечение, с привлечением в развитие водного комплекса частных инвестиций, смягчить последствия прогнозируемой экспертами приватизационной активности в водной индустрии.

Одним из шагов в этом направлении могла бы стать разработка и принятие в рамках БРИКС многосторонней рамочной «Конвенции о принципах и направлениях (framework) межгосударственного сотрудничества в водохозяйственной сфере/по проблемам воды» (название условное), открытой для присоединения других государств, обладающих крупными запасами гидроресурсов и разделяющих принципы конвенции  (например, Аргентины, Индонезии, Венесуэлы, или партнеров наших стран по близкому к БРИКС по духу ШОС: Казахстана, Таджикистана и Киргизии).

Конвенция конкретизировала бы и развивала в более практическом ключе ряд основополагающих принципов международного экологического права, при этом формулировала бы и кодифицировала ряд позиций, отражающих законные интересы и взгляды на водную проблематику именно с точки зрения государств-обладателей крупными гидроресурсами.

            Концептуально, в основу можно положить российскую философию поиска гармонии интересов обладателей и потребителей природного ресурса так – как РФ отстаивает ее в вопросе мирового оборота углеводородами в противовес однобокой, заточенной на интересы потребителей позиции стран Запада, например, ЕС. А ведь по сути: что значит поиск гармонии интересов? Это – естественный подход, исходя из фундаментальных принципов суверенного равноправия, взаимного уважения интересов друг друга, непринятия гегемонии или одностороннего доминирования кого-либо, исповедуемых Россией, нашими партнерами по БРИКС и ШОС и не только.

В конвенции могли бы, в частности, уточняя и отталкиваясь от Дублинских принципов 1992 года,*6 найти выражение следующие взаимосвязанные позиции, как то, что:

- вода – один из ключевых ресурсов выживания человечества, но также продукт  и объект международного рыночного оборота, как и другие ключевые продукты, позволяющие избавлять человечество от голода, холода и наготы; 

- страны-обладатели этим природным ресурсом имеют законные естественные права извлекать экономическую выгоду из наличия этого ресурса также как и любая другая группа стран, располагающая ключевым природным ресурсом: углеводородами, рудами металлов, биоресурсами и т.п.;

- международный хозяйственный оборот пресной воды должен базироваться на формуле поиска гармонии интересов обладателей и потребителей ресурса,  общепринятых принципах экономической разумности, востребованности и социальной ответственности/ справедливости;

- страны-обладатели ресурсов пресной воды несут ответственность перед будущими поколениями за надлежащее сохранение и рациональное использование  водных ресурсов.

Еще один актуальный аспект – целесообразно акцентировать внимание мирового сообщества относительно того, что недопустимо наносить в военных целях ущерб водным ресурсам, водохозяйственной инфраструктуре, лишать гражданское население доступа к воде в ходе международного или внутреннего конфликта. Подобные действия следует квалифицировать как международные преступления, подлежащие международной уголовной ответственности, как военные преступления, проявление геноцида и преступления против человечества.

Таким образом, конвенция могла бы закрепить принципиальный посыл, что вопросы международного оборота пресной воды следует пытаться регулировать не через ограничение суверенных прав государств-обладателей по причине «общего достояния человечества», а через выработку сбалансированных норм и правил, учитывающих в достаточной мере как интересы стран-обладателей, так и их международную ответственность, и право всех потребителей на справедливый и разумный доступ к воде.*7

Было бы в высшей степени справедливо, чтобы именно вокруг стран-членов БРИКС начал формироваться как вокруг своеобразного «ядра» – клуб стран-обладателей ресурсами пресной воды в качестве неформальной площадки  обмена мнениями, информацией и опытом по вопросам рационального использования гидроресурсов, водохозяйственной тематики в целом, включая, скажем, такие направления, как обмен опытом в области управления водными ресурсами,  обсуждение и сравнение эффективности инструментов водохозяйственной политики, сопоставление и сравнительный анализ законодательства, практик и мероприятий по охране и сохранению запасов пресной воды, качества воды, доступа к питьевой воде,  новейшим технологиям водоочистки, водоснабжения и водосбережения, а также  для выработки коллективных подходов к возникающим проблемам, расширения профессиональных контактов представителей водной индустрии.  

Вероятно, потребуется и какой-то организационный формат для более плотного изучения различных аспектов сотрудничества по воде, причем, формы могут быть самые различные: специальная рабочая группа экспертов в межправительственном механизме БРИКС, и, скажем, Ассоциация водохозяйственных предприятий, производителей оборудования и технологий водоочистки, водосбережения и т.п.

С теми странами, кто проявит готовность, со временем, можно было бы пойти дальше и продумать приемлемую форму объединения ресурсов/активов, например,  путем создания межгосударственного многостороннего консорциума-водохозяйственного холдинга (МВХ). Разумеется, практика, реальная жизнь может подсказать и иные, гораздо более востребованные формы и механизмы взаимодействия.

Во всяком случае, в период российского председательствования в БРИКС и ШОС представляется своевременным и полезным  обозначить данную тему в постановочном плане. 

                                               Лавров Сергей Владимирович, канд. ист. наук

Статья впервые опубликована: Спецвыпуск «БРИКС Россия Уфа 2015», МИД РФ. Редакция журнала «Международная жизнь», 2015.

 

 

1.«Вода – это чудо» НПЛ Резонанс, М., 2007г. см.www.npl-rez.ru//litra-3/voda_2.php

2. Экспертно-аналитический доклад. «Проблемы пресной воды. Глобальный контекст политики России». А.А.Орлов и коллектив авторов, под общ. ред. академика РАН А.В.Торкунова. ИМИ МГИМО (У). М.: МГИМО-Университет. – М., 2011, С.71, 84.   IMF_Water.pdf(далее – доклад ИМИ)

Помимо фундаментальных трудов член-корр. РАН, директора ИВП РАН В.И. Данилова-Данильяна, из работ российских экспертов последних лет по различным, в т.ч. международно-правовым аспектам водной проблематики, включая изучение опыта международных и региональных организаций, в частности,  экологического направления сотрудничества в рамках БРИКС см., например :

К.Боришполец и А.Бабаджанов. Водные ресурсы Центральной Азии в контексте регионального сотрудничества. Выпуск 9(29)декабрь 2007, Аналитические записки НКС по международным исследованиям МГИМО (У);

В.М.Клапцов. Водные ресурсы и проблемы водопользования в России. РИСИ. М., 2011

Окунева Л.С. БРИКС: проблемы и перспективы (Научная конференция, МГИМО (У), 9–10 ноября 2011 г.).  Аналитические Доклады. Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России.  Выпуск 2(32) март 2012 – М.: МГИМО-Университет – М., 2012;

Орлов А.А. БРИКС: новая реальность XXI века. Отв. ред. Л.С.Окунева, А.А.Орлов. Восходящие государства- гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации. Сборник научных трудов. – М.: МГИМО-Университет. – М., 2012;

Панова В.В. БРИКС: место России в группе, видение и практические результаты, совместная деятельность «пятерки» в рамках многосторонних институтов. Под ред. В.А.Никонова, Г.Д.Толорая. Сборник статей. М.: РУДН, М., 2013

 

3. см. например, Вода – это чудо, НПЛ Резонанс, М., 2007; Мировой рынок пресной воды. VIGOR Consult маркетинговая группа, 2015.

 

4. Как отмечают эксперты Всемирного водного совета в докладе «Новая водная политика: Стратегия 2010–2012», «времена сво­бодного доступа к воде остались позади» Новая водная политика: Стратегия Всемирного водного совета на 2010–2012 годы (http://www.worldwatercouncil.org).  На то, что с ростом дефицита решения по распределению и использованию водных ресурсов будут приобретать все более политический характер указывает Colin Chartres, генеральный директор Международного института управления водными ресурсами (International Water Management Institute), «вода – это больше не тема инженеров и ученых. Она стала более глубокой социальной и экономи­ческой проблемой» Water at a Crossroad: Dialog & Debate at the 5th World Water Forum, 2009.

 

5.См., например, Доклад ИМИ. С.25-26

 

6. Рубежом в развитии водной проблематики считается прошедшая в январе 1992 года в Дублине международная Конференция по водным ресурсам и окружающей среде. На Конференции были приняты Дублинские принципы, которые легли в основу последующей работы международных организаций и структур. В частности, были сформулированы следующие моменты, определяющие отношение членов мирового сообщества к водным ресурсам: 1)пресная вода яв­ляется небезграничным и уязвимым ресурсом, чрезвычайно важным для поддержания жизни; 2) освоение и рациональное использование водных ресурсов должно основываться на принципе всеобщего участия; 3) женщины играют центральную роль в обеспечении, рациональном ис­пользовании и охране водных ресурсов; 4) вода во всех конкурирующих видах ее использования обладает экономической ценностью и должна быть признана в качестве экономического блага.

Дублинские принципы легли также в основу международного мониторинга водных ресурсов, который ведется под эгидой ООН.

 

7. Проблема формирования цивилизованного международного оборота/рынка пресной воды, привлекает внимание специалистов. Например, в выводах аналитического доклада группы российских экспертов по итогам комплексного исследования проблемы пресной воды содержатся следующие заслуживающие внимания рекомендации:

«5. Необходимо разработать долгосрочную программу правовых, эко­номических и научно-технических мер по формированию цивилизованного международного рынка пресной воды, которая в условиях глобального во­дного дефицита может стать одним из существенных источников наших экспортных поступлений.

Программа могла бы включать в себя: оценку потребностей отдель­ных стран и регионов мира в пресной воде и возможных коммерческих источников снабжения ею; выработку международных юридических ра­мок торговли пресной водой; разработку и развитие технических средств транспортировки воды (от трубопроводного транспорта до технологий морской транспортировки айсбергов и перевозки воды грузовым авиа­транспортом); международную систему оценки экологических издержек крупномасштабных коммерческих проектов транспортировки воды.

        Особое внимание следовало бы уделить продвижению на мировой рынок российских технологий обессоливания морской воды.»  (Доклад ИМИ МГИМО, 2011,стр. 86-87).

        О важности разработки водной тематики Россией см.: А.Б.Лихачева. Глобальный дефицит воды как фактор внешней политики России. изд. НИУ ВШЭ. М., 2013 –hse.ru/data/2013/03/21/1295262430

События