Дорога к устойчивому будущему: какие ценности нам нужны? / Чжан Хуэйминь

Устойчивый мир – это не утопия, речь идёт о том, как продолжить сотрудничество на более глубоком уровне. На пути к новому мировому порядку будут неудачи. Есть четыре ценности, которые могут сыграть важную роль в построении будущего порядка: прощение, устойчивость, терпение и принятие, пишет Чжан Хуэйминь, аспирантка факультета международных отношений Восточно-китайского педагогического университета.

Для Молодёжной конференции клуба «Валдай» в рамках Всемирного фестиваля молодёжи 2024 года в Сочи группа молодых экспертов со всего мира, в которую вошла и я, подготовила доклад под названием «Порядок-2040: взгляд молодого поколения на будущее мироустройство». Мой вклад в основном представлен в главе о ценностях 2040 года. На конференции Валдайского клуба я получила немало комментариев и вопросов. Такая реакция позволила мне углубиться в эту тему и уточнить некоторые идеи.

Дискуссия о глобальной трансформации, если говорить в общих чертах, разделяется на два направления: одно предполагает сдвиг нынешнего мирового порядка в сторону многоцентричного мира, а другое, преимущественно на национальном социальном уровне, отрицает или ставит под сомнение процесс модернизации.

Сама по себе модернизация сопровождается рисками и разрушениями, однако неоспоримые выгоды, которые она приносит человеческому обществу, в частности улучшение системы образования, медицинского обслуживания, урбанизация и международная торговля, огромны. Побочные продукты модернизации – не повод её отрицать. Как бы они ни раздражали, человеческое общество должно найти ответ на эти вызовы.

В докладе я несколько раз упомянула основы ранее преобладавшей западной системы ценностей – динамичной формы универсализма, основанной на частностях. Я имею в виду, что критика и сомнение в отношении процесса модернизации в некоторой степени стимулировали его продолжающуюся эволюцию. Именно так функционирует динамическое равновесие универсализма.

Когда открытая и динамичная система ценностей становится застойной и монотонной, она сталкивается с критикой и сопротивлением во всём мире. Подобная реакция не является редкостью для универсализма, который в прошлом не раз сталкивался с инакомыслием и в ряде случаев преуспел в разработке новой инклюзивной универсальной системы ценностей. По сути, глобальная трансформация никогда не останавливалась и продолжится после 2040 года.

Ещё один ключевой момент – тенденция мирового порядка к многополярности – является вопросом настоящего и ближайшего будущего. Мы часто смешиваем два пути глобальной трансформации. Действительно, критика модернизации прокладывает путь к нынешнему сдвигу международного порядка. Однако, думаю, что наступит время, когда не только Россия и Китай, но и все страны примут трансформацию мирового порядка, осознав, что процесс модернизации необратим. У человечества уже есть ядерное оружие, дроны, космические корабли, искусственный интеллект и технологии использования возобновляемых ресурсов, мы не можем вернуться к прошлому и делать вид, что ничего не произошло.

В ходе открытой дискуссии на валдайской конференции в Сочи мы услышали немало мнений от молодёжи. Судя по результатам анкетного опроса о будущем мировом порядке, многие участники верят в многополярность и убеждены, что она может установить баланс сил и смягчить конфликты. Принятие многополярного мира не означает отход от модернизации. Напротив, это доказывает, что модернизация широко принята, унаследована и развивается во всём мире.

В то же время значительное число молодых людей проявило настороженность или опасения. Они обеспокоены тем, что путь к новому порядку полон проблем и неопределённостей. Ещё более важно отсутствие чёткого видения роли международных организаций и рамок сотрудничества между государствами в многополярном мире.

В реакции молодёжи отмечаются следующие особенности. Обсуждая будущий порядок, участники дискуссии подчеркнули угрозу искусственного интеллекта для производства знаний, обеспокоенность по поводу дезинформации и безопасности данных, нехватки талантов, необходимых для управления международными организациями, и так далее. Молодёжь рассматривает эти проблемы с точки зрения взаимосвязи индивидуального опыта и мировых тенденций, уделяя пристальное внимание рискам, которые связаны с новыми технологиями, подрывающими функционирование социальных организаций. Вместо того, чтобы зацикливаться на преодолении слабостей человеческой природы, молодое поколение говорит об устойчивом мире.

Большая часть молодого поколения выросла в относительно мирной международной обстановке, когда международное сотрудничество находилось в зените. В результате даже самые пессимистично настроенные его представители вряд ли подвергнут сомнению возможность международного сотрудничества. Их разочарование проистекает из проблем при создании более эффективных рамок сотрудничества.

 

Таким образом, здесь имеют значение местные наблюдения и местный опыт, направленные на усиление глобальной модернизации. На мой взгляд, это говорит о том, что всё большее число стран и регионов будут активно участвовать в международных делах в будущем. Налицо усиление рациональности. Поэтому я и мои соавторы предлагаем четыре ценности, которые необходимы для построения будущего порядка: прощение, устойчивость, терпение и принятие. Эти ценности служат посредниками между рациональными субъектами.

Мои мысли о ценностях будущего мира также связаны с диссертацией, в которой я исследую проблемы молодёжи как социально-демографической группы в условиях глобальных трансформаций. Эти проблемы включают среди прочего изменения в политических предпочтениях молодёжи и сдвиги в молодёжной политике России и Китая.

Данное направление возникло, когда я углубилась в проблемы молодёжи и противоречия между поколениями в обществе. Зачастую молодых принято рассматривать как «чужаков», потому что они не обладают тем же опытом, что и предыдущие поколения. Однако исследования показывают, что общества обладают множеством механизмов, обеспечивающих передачу традиционных идей и обычаев. Более того, кажущиеся непонятными практики молодёжи – это не попытка отхода от традиций, а разумный ответ на реальность своего времени и будущие риски.

На пути к новому мировому порядку будут неудачи. Поднять местный опыт на макроуровень означает предложить другим оценить собственную жизнь. Такие усилия не обязательно получат признание, могут возникнуть недопонимания и конфликты. Что ещё хуже, индивидуальная рациональность способна привести к коллективной иррациональности. Вот почему я упомянула прощение и устойчивость. Это подчёркивает необходимость самоограничения и позволяет выслушивать истории других людей, не отказываясь от своей.

Кроме того, хотя продолжительность человеческой жизни продолжает расти, наше потребление времени становится всё более экономным. Современное общество тревожится по поводу времени, уделяя особое внимание его осмысленному потреблению. Следовательно, мы часто посвящаем время деятельности, которая удовлетворяет когнитивные потребности, в то время как сенсорная сторона человеческой природы – слух, зрение, осязание и обоняние – упускается из виду, если она не стимулирует мышление. Нам нужно противостоять распространяющемуся подходу, основанному на абстрактном мышлении, дабы понять мир и принять тот факт, что мы живём на Земле вместе с другими живыми существами.

Ценности прощения, устойчивости, терпения и принятия призваны помочь нам разумно участвовать в разнообразной жизни для достижения выживания и развития в устойчивом мире.

Источник: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/doroga-k-ustoychivomu-budushchemu/

События